ISSN 1997-9657
       

Создаем богатство и благополучие наций

№5 2010 Создаем богатство и благополучие наций
Фрагмент статьи

В Москве в Центре международной торговли прошла первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Главная цель мероприятия – защита прав и интересов детей во всем мире, развитие политики в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, создание благоприятных возможностей в области развития и обучения. Москва не случайно выбрана местом проведения конференции. Дело в том, что власти РФ и Москвы уделяют особое внимание развитию дошкольного воспитания и вкладывают в эту сферу значительные средства. «В Москве сложилась устойчивая традиция обеспечения всеобъемлющего дошкольного образования через систему государственных учреждений. В настоящее время эффективно внедряются альтернативные и гибкие формы дошкольного образования, организуется повышение квалификации персонала дошкольных учреждений, и продвигаются инновационные педагогические программы», – считают в ЮНЕСКО.

В столицу на конференцию приехали участ­ники из разных уголков планеты: делегации 34 стран Европы и Северной Америки, восьми арабских государств Азии, 31 страны Африки, 16 стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 28 стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Интерес к мероприятию проявили и пред­ставители бывших советских республик. Рос­сию на конференции представляли делегации Москвы и других регионов нашей страны – более 200 человек. Широко были представлены и международные организации, в том числе Всемирный банк, Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, Международная организация труда, Всемирная продовольственная программа ООН, Африканский союз и другие. О высоком статусе конференции говорит ее представительский уровень – в мероприятии участвовали министры образования 65 стран.

Открыла конференцию Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова:

– Основная идея ЮНЕСКО и этого сам­мита заключается в том, что образование имеет важнейшее значение для достижения каждой цели в области развития, начиная с сокращения масштабов крайней нищеты и борьбы с голодом и заканчивая улучшением здоровья матери и ребенка, профилактикой заболеваний и обеспечением устойчивой окружающей среды. Нам всем хорошо извест­но, что шансы ребенка определяются еще задолго до первого дня учебы ребенка в школе. Программы по воспитанию и образованию в раннем детском возрасте более продуктивны, чем программы на любом другом уровне образования, – отметила Ирина Бокова. – Это, возможно, один из наименее известных фактов в области формирования политики и развития.

Генеральный директор ЮНЕСКО также подчеркнула важность программ раннего воспитания для преодоления неравенства в доступности образования, поскольку они являются отправной точкой равноправного развития.

– Число детей, не посещающих начальную школу – а это 69 миллионов, – могло бы быть сокращено, если бы были разработаны адекватные программы для детей до 8-летнего возраста. Также сократилось бы и число детей, которые слишком рано бросают школу. В Европе, например, до 50% детей народа рома не смогут завершить начальное образование. И это несправедливое начало их жизни.

Приветствуя прогресс, достигнутый в области дошкольного образования, начиная с 2000 года, Ирина Бокова указала, что, тем не менее, только 15% детей имеют доступ к дошкольному образованию в странах Африки южнее Сахары, 19% – в арабских государствах, 28% – в странах Центральной Азии и 36% – в Южной и Западной Азии: «Масштаб прогресса огромный. Особенно важно то, что есть реальная причина для расширения доступа детей младшего возраста к образованию», – считает Ирина Бокова.

Председатель Испол­ни­тель­ного совета ЮНЕСКО Элео­нора Валентиновна Митрофанова выразила надежду, что этот международный форум позволит проанализировать и оценить сохраняющиеся разрывы в различных странах мира.

– Нам необходимо приложить все усилия, чтобы выполнить те обязательства, которые мировое сообщество приняло на себя в отношении детей младшего возраста. Сегодня мы признаем, что дети обладают правами и выступают в качестве активных социальных субъектов, способствующих развитию общества и участвующих в этом развитии, – заявила Э. Митрофанова.

Андрей Алек­санд­ро­вич Фурсенко, министр образования и науки Российской Федерации, зачитал обращение премьер-министра РФ В. В. Путина к участ­никам первой Всемирной конференции ЮНЕСКО:

«Ваш авторитетный форум, проходящий под эгидой ЮНЕСКО, призван выработать единый план действий в реализации важнейших принципов и подходов к дошкольному образованию, повышению его качества, доступности воспитания здорового подрастающего поколения, – говорится в обращении. – Рос­сия имеет немало достижений в области воспитания и образования детей младшего возраста, но немаловажно узнать, какие новые подходы и формы дошкольного образования считаются сегодня в мире наиболее эффективными и как они работают».

Вице-президент Сейшельских островов Дэнни Фор призвал правительства дейст­вовать «быстро и целенаправленно». Он подчеркнул, что правительства должны уделять приоритетное внимание программам по дошкольному воспитанию и образованию и «продемонстрировать свою политическую волю, чтобы они были реализованы».

Инвестиции в качественное образование и воспитание детей дошкольного возраста являются ответом на проблемы и вызовы, которые ставятся сегодня в мире, живущем в условиях неравенства, экологического кризиса.

Понятие «ранний детский возраст» определяется как период с рождения до 8 лет. Это самое важное время для развития мозга, но также это период крайней ранимости маленьких детей, что особенно заметно в развивающихся странах, где ребенок в 4 из 10 случаев рискует оказаться в условиях крайней нищеты и где каждый год 10,5 миллиона детей младше 5 лет умирают от вполне излечимых болезней.

Президентом первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста был избран министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко.

Работа конференции проходила в виде тематических семинаров, пленарных заседаний, круглых столов. В ходе них обсуждались актуальные вопросы и последние научные исследования в таких областях, как совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, развитие интеллектуального потенциала детей младшего возраста, роль государства и общества в создании благоприятных условий для развития дошкольников.

Полный отчет о конференции читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.