Панов В.И., Позднякова Г.П., Хисамбеев Ш.Р., Лидская Э.В. Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками

Аннотация

Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста является не только целью их физического развития, но также условием и средством их общего психического развития. Авторы подчеркивают, что телесные движения выступают в качестве операционального компонента овладения ребенком другими, в том числе продуктивными, видами детской деятельности, необходимыми для его общего психического развития. Двигательная активность рассматривается не со стороны развитой структуры двигательных действий, а со стороны двигательной активности, которая еще только начинает приобретать форму произвольных движений. Для обучения двигательным навыкам детей среднего и старшего дошкольного возраста была разработана учебная программа «Трилистник» как обучающая методика для формирующего эксперимента. Авторы статьи знакомят с анализом результатов показателей развития двигательной активности детей, занимавшихся по этой программе. Было получено эмпирическое подтверждение того, что развитие двигательной активности детей дошкольного возраста становится условием и фактором их общего психического развития в том случае, когда обучение двигательным навыкам ориентировано на развитие субъектности дошкольника как субъекта двигательных действий.

Фрагмент статьи

Развитие двигательной (моторной) сферы ребенка не заканчивается только периодом, когда роль ведущей деятельности выполняет предметно-манипулятивная деятельность. Развитие этой сферы в качестве побочной линии (по Л. С. Выготскому) продолжается и на последующих этапах становления личности (Л. С. Выготский сказал бы «в последующие эпохи»). Более того, освоение дошкольниками различных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, элементов трудовой и учебной), необходимых для его познавательного и личностного развития, требует от них освоения новых видов телесных движений, которые обеспечивают операциональную сторону выполнения этих деятельностей (от прямохождения и пользования ложкой до умения играть с мячом, рисовать, лепить и т.д.). Понятно, что в свою очередь это требует дальнейшего развития двигательной сферы психики дошкольника посредством формирования у него способности целенаправленно и осознанно выполнять требуемые движения своего тела и его частей.

Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста является не только целью их физического развития, но также условием и средством их общего психического развития.

Вследствие господствующего аналитиче­ского способа научно-исследовательского мышления общее психическое развитие дошкольника традиционно исследуется как развитие разных сфер психики, психических функций и способностей: умственное развитие, общение, произвольность движений, двигательная (моторная) активность и т.д. Причем каждая из этих сторон психического развития определяется в качестве предмета исследований исходя из разных предпосылок и подходов, часто не совпадающих друг с другом.

Между тем, известно, что именно телесные движения выступают в качестве операционального компонента овладения ребенком другими, в том числе продуктивными, видами детской деятельности (изобразительной, игровой, учебной, и т.п.), столь необходимыми для его общего психического развития. И поэтому развитие двигательной активности выступает в качестве необходимого условия и одновременно системной детерминанты, стимулирующей развитие не только двигательной, но и других сфер психики ребенка (познавательной, эмоциональной, личностной).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Список литературы

1. Абульханова К.А. О субъекте психиче­ской деятельности [Текст] / Абульханова К.А. – М.: Наука, 1973.

2. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии [Текст] / Абульханова-Славская К.А. // Субъект действия, взаимодействия, познания. Пси­хологические, философские, социокультурные аспекты. – М.: МСПИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

3. Вяткин Б.А. Избранные психологиче­ские исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика [Текст] / Вяткин Б.А. – Перм. гос. пед.университет. Пермь, 2005.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах [Текст] / Запорожец А.В. – М.: Педагогика, 1986.

5. Зинченко В.П. Небылицин В.Д. [Текст] / Зинченко В.П. // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинчен-ко. – СПб.: ЕВРОЗНАК. 2004. С. 328.

6. Колидзей Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений к действительности. Дисс… док. психол. наук. – Психологический институт РАО, 2001.

7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / Конопкин О.А. – М.. 1980.

8. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и индивидуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. Пособие для практического психолога [Текст] / Кудрявцев В.Т. – М.: РИНО, 1999.

9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Лейтес Н. С. – М., Воронеж: МОДЭК, 1997.

10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / Леонтьев А.Н. – М.: Педагогика, 1983.

11. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание [Текст] / Лекторский В.А. – М.: Наука, 1980.

12. Лисина М.И. Развитие движений у дошкольника // Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Лисина М.И. – М., 1964.

13. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека [Текст] / Моросанова В.И. – М.: Наука, 1998.

14. Небылицын В.Д. Психо­физио­ло­гические исследования индивидуальных различий [Текст] / Небылицын В.Д. – М.: Наука, 1976. С.178.,251.

15. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / Осницкий А.К // Вопросы психологии 1996. №1. с. 5–19.

16. Панов В.И. Тезисы об этапах превращения двигательной активности в двигательную деятельность [Текст] / Панов В.И. // Материалы международной научной конференции психологов спорта и физической культуры: «Рудиковские чтения». (Москва, 21–22 января 2004 г.). – М., 2004. С. 65–68.

17. Панов В.И. Двигательная активность как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Панов В.И., Позднякова Г.П., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 396–419.

18. Петровский В.А. Личность в психологии [Текст] / Петровский В.А. Ростов н/Д.: Феникс. 1995. v19. Петровский В.А. Субъектность [Текст] / Петровский В.А. // Социальная психология. Словарь /Под ред. М. Ю. Конд­ратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. С.88–89.

20. Позднякова Г.П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста. Дисс… к.психол.н. – М., 2006.

21. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии [Текст] / Рубцов В.В. – М., Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 1996.

22. Сайко Э.В. Субъект действия в реализации «сознательного существования бытия» и формирования исторического содержания социальной эволюции [Текст] / Сайко Э.В. //Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. С. 8–30.

23. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Текст] / Смирнова Е.О. – М., Воронеж: МОДЭК, 1998.

24. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения [Текст] / Степанский В.И. // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 98–103.

25. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философ­ские, социокультурные аспекты [Текст]. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

двигательная активность, программа «Трилистник», субъектность