Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста является не только целью их физического развития, но также условием и средством их общего психического развития. Авторы подчеркивают, что телесные движения выступают в качестве операционального компонента овладения ребенком другими, в том числе продуктивными, видами детской деятельности, необходимыми для его общего психического развития. Двигательная активность рассматривается не со стороны развитой структуры двигательных действий, а со стороны двигательной активности, которая еще только начинает приобретать форму произвольных движений. Для обучения двигательным навыкам детей среднего и старшего дошкольного возраста была разработана учебная программа «Трилистник» как обучающая методика для формирующего эксперимента. Авторы статьи знакомят с анализом результатов показателей развития двигательной активности детей, занимавшихся по этой программе. Было получено эмпирическое подтверждение того, что развитие двигательной активности детей дошкольного возраста становится условием и фактором их общего психического развития в том случае, когда обучение двигательным навыкам ориентировано на развитие субъектности дошкольника как субъекта двигательных действий.
Развитие двигательной (моторной) сферы ребенка не заканчивается только периодом, когда роль ведущей деятельности выполняет предметно-манипулятивная деятельность. Развитие этой сферы в качестве побочной линии (по Л. С. Выготскому) продолжается и на последующих этапах становления личности (Л. С. Выготский сказал бы «в последующие эпохи»). Более того, освоение дошкольниками различных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, элементов трудовой и учебной), необходимых для его познавательного и личностного развития, требует от них освоения новых видов телесных движений, которые обеспечивают операциональную сторону выполнения этих деятельностей (от прямохождения и пользования ложкой до умения играть с мячом, рисовать, лепить и т.д.). Понятно, что в свою очередь это требует дальнейшего развития двигательной сферы психики дошкольника посредством формирования у него способности целенаправленно и осознанно выполнять требуемые движения своего тела и его частей.
Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста является не только целью их физического развития, но также условием и средством их общего психического развития.
Вследствие господствующего аналитического способа научно-исследовательского мышления общее психическое развитие дошкольника традиционно исследуется как развитие разных сфер психики, психических функций и способностей: умственное развитие, общение, произвольность движений, двигательная (моторная) активность и т.д. Причем каждая из этих сторон психического развития определяется в качестве предмета исследований исходя из разных предпосылок и подходов, часто не совпадающих друг с другом.
Между тем, известно, что именно телесные движения выступают в качестве операционального компонента овладения ребенком другими, в том числе продуктивными, видами детской деятельности (изобразительной, игровой, учебной, и т.п.), столь необходимыми для его общего психического развития. И поэтому развитие двигательной активности выступает в качестве необходимого условия и одновременно системной детерминанты, стимулирующей развитие не только двигательной, но и других сфер психики ребенка (познавательной, эмоциональной, личностной).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности [Текст] / Абульханова К.А. – М.: Наука, 1973.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии [Текст] / Абульханова-Славская К.А. // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. – М.: МСПИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
3. Вяткин Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика [Текст] / Вяткин Б.А. – Перм. гос. пед.университет. Пермь, 2005.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах [Текст] / Запорожец А.В. – М.: Педагогика, 1986.
5. Зинченко В.П. Небылицин В.Д. [Текст] / Зинченко В.П. // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинчен-ко. – СПб.: ЕВРОЗНАК. 2004. С. 328.
6. Колидзей Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений к действительности. Дисс… док. психол. наук. – Психологический институт РАО, 2001.
7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / Конопкин О.А. – М.. 1980.
8. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и индивидуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. Пособие для практического психолога [Текст] / Кудрявцев В.Т. – М.: РИНО, 1999.
9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Лейтес Н. С. – М., Воронеж: МОДЭК, 1997.
10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / Леонтьев А.Н. – М.: Педагогика, 1983.
11. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание [Текст] / Лекторский В.А. – М.: Наука, 1980.
12. Лисина М.И. Развитие движений у дошкольника // Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Лисина М.И. – М., 1964.
13. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека [Текст] / Моросанова В.И. – М.: Наука, 1998.
14. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / Небылицын В.Д. – М.: Наука, 1976. С.178.,251.
15. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / Осницкий А.К // Вопросы психологии 1996. №1. с. 5–19.
16. Панов В.И. Тезисы об этапах превращения двигательной активности в двигательную деятельность [Текст] / Панов В.И. // Материалы международной научной конференции психологов спорта и физической культуры: «Рудиковские чтения». (Москва, 21–22 января 2004 г.). – М., 2004. С. 65–68.
17. Панов В.И. Двигательная активность как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Панов В.И., Позднякова Г.П., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 396–419.
18. Петровский В.А. Личность в психологии [Текст] / Петровский В.А. Ростов н/Д.: Феникс. 1995. v19. Петровский В.А. Субъектность [Текст] / Петровский В.А. // Социальная психология. Словарь /Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. С.88–89.
20. Позднякова Г.П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста. Дисс… к.психол.н. – М., 2006.
21. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии [Текст] / Рубцов В.В. – М., Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 1996.
22. Сайко Э.В. Субъект действия в реализации «сознательного существования бытия» и формирования исторического содержания социальной эволюции [Текст] / Сайко Э.В. //Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. С. 8–30.
23. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Текст] / Смирнова Е.О. – М., Воронеж: МОДЭК, 1998.
24. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения [Текст] / Степанский В.И. // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 98–103.
25. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты [Текст]. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
двигательная активность, программа «Трилистник», субъектность
Ваша корзина пуста