ISSN 1997-9657
       

Стажировка педагогов из Германии в московских детских садах

№5 2016 Стажировка педагогов из Германии в московских детских садах
Аннотация

В рамках двустороннего сотрудничества между немецкой образовательной ассоциацией «ИКаРуС – Межкультурная коммуникация и русский язык» (IKaRuS e.V. – Interkulturelle Kommunikation und Russische Sprache, Deutsch­land) и московскими образовательными организациями при поддержке Депар­тамента образования города Москвы, а также Института возрастной физиологии РАО уже несколько лет немецкие и московские специалисты неоднократно бывали в гостях друг у друга, активно применяя полученные знания и опыт в профессиональной деятельности.

Полный текст

В этот раз на недельную стажировку «Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации: практика системы дошкольного образования г.Моск­вы» прилетали педагоги немецко-русского детского сада «Сказка» (Kita «Skaska») из Франкфурта-на-Майне.

В стажировочную группу вошли директор общества русской культуры «Слово», ФРГ (SLOWO e.V Verein zur Pflege der russischen Kultur) – учредитель детского сада «Сказка» (Kita «Skaska») Наталья Вуколова, заместитель заведующего детского сада Утэ Димар и воспитатель Ирина Таскин.

Гостям было важно и интересно ознакомиться как с административной и нормативно-правовой базой работы ДОО, концепцией образовательных комплексов, взаимодействием дошкольных отделений со школами, так и с формами и стилями руководства в дошкольных образовательных организациях, российскими образовательными программами дошкольного образования, организационной и методической составляющими педагогического процесса, взаимодействием детских садов с родителями.

Программа стажировки получилась весьма насыщенной, и, исходя из учета разносторонних интересов немецких коллег, реализовалась по следующим направлениям:

– моделирование образовательного пространства. Организация и содержание занятий с детьми по возрастным группам. Организация работы групп кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет;

– знакомство с нормативной и педагогической документацией;

– коррекционная работа, психолого-педагогическое сопровождение семей;

– предметно-пространственная развивающая среда современного дошкольного учреждения;

– реализация проектной деятельности в учреждении. Взаимодействие с родителями;

– реализация воспитательно-образовательной программы в ДОО.

В первые два дня гости посетили дошкольное структурное подразделение №1 ГБОУ «Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова», а затем три дня провели в дошкольном подразделении №1021 ГБОУ «Школа № 2107».

Коллегам было интересно не только посетить московские детские сады, но и посмотреть изнутри, как работает система дошкольного образования, сравнив немецкие и российские подходы и практику в работе, поделиться опытом немецкого дошкольного образования, принять непосредственное участие в занятиях с детьми в наших детских садах. Такими образом у немецких педагогов получилось полноценное погружение в воспитательно-образовательный процесс, гости проводили в садах полный рабочий день, наблюдая и участвуя во всех режимных моментах.

В дошкольном подразделении №1021 ГБОУ «Школа № 2107» коллеги познакомились с методиками работы с незрячими детьми, и очень важно, что сразу активно включились в занятия. Они, как и профессиональные тифлопедагоги, занимались с детьми пространственной ориентировкой и математикой, сидя к кругу детей и держа их руки в своих. Немецким воспитателям понравились коррекционные пособия, изготовленные педагогами детского сада, которые используются на занятиях.

– При беседах с нашими педагогами немецкие коллеги делились опытом организации работы с детьми, технологиями и разработками. В целом им понравилась открытость наших педагогов и наше стремление вовлекать их во все элементы образовательной деятельности: в старшей группе они рисовали, вырезали, раскрашивали тарелочки. В средней группе решали математические задачи, в младшей – участ­вовали в сказке, – поделилась впечатлениями старший воспитатель (руководитель) структурного подразделения Елена Насибулова.

В программе стажировки дошкольного структурного подразделения №1 ГБОУ «Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова» нельзя не отметить интеллектуально-активный квест «А вы к будущему готовы?», в котором участвовали коллектив педагогов детского сада и зарубежные коллеги. Старший методист Людмила Мансарлийская организовала по-настоящему бодрящий мозговой и креативный штурм. Слаженное взаимодействие, открытость и доброжелательность в коллективе, иск­ренняя заинтересованность всех участников в мероприятии не может не вдохновлять и не радовать. Квест получился позитивным и многогранным: от образовательных областей ФГОС до поделок из бросового материала.

А напоследок гости вместе с педагогами детского сада посадили сирень, которую назвали «Сирень Дружбы», как символ настоящего сотрудничества.

– Мы много увидели, и особенно нас восхитили высокий профессионализм, самоотдача и душевный вклад в работу руководителей и сотрудников детских садов. По возвращении во Франкфурт мы обязательно поделимся впечатлениями о московских детских садах с нашими педагогами и, думаю, кое-что из увиденного сможем применить у нас. И, конечно, мы будем рады дальнейшему сотрудничеству, – рассказала Наталья Вуколова.

Руководитель делегации Томас Хенчель отметил, что за годы сотрудничества с образовательными учреждениями и управляющими организациями системы московского образования накоплен большой опыт совместной работы, трансляции инновационных практик, научной и педагогической деятельности, и как важно продолжать сотрудничество, позволяющее обогащать образовательные системы двух стран, помогающее модернизировать образовательный процесс.

Благодаря подобным практическим стажировкам зарубежные специалисты имеют живое представление о московской системе дошкольного образования, получают ответы на интересующие их вопросы, берут на заметку педагогические изюминки и приемы, методики, с которыми знакомятся за время стажировки, делятся в ответ своими педагогическими приемами и мнениями.

Умение быть открытыми к диалогу, учиться друг у друга, узнавать и применять в работе новое и актуальное – основные задачи таких стажировок. Именно на живом, искреннем взаимодействии и строятся настоящие парт­-нер­ские отношения и сотрудничество, когда обмен опытом осуществляется не для галочки, а для реальной практики, а значит для детей, педагогов и родителей. Радостно видеть, что такие партнерские отношения существуют и имеют положительную динамику развития.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.