Стефанова М., Гичева И. Связная этикетная речь детей дошкольного возраста

№5 2021 Стефанова М., Гичева И.  Связная этикетная речь детей дошкольного возраста
Аннотация

Построение связной этикетной речи в речевой коммуникации – длительный процесс. Это плод развития личности в результате правильного языкового, мировоззренческого и морально-эстетического образования и воспитания. Разработка каждым педагогом собственной программы для систематического этикетного воспитания даст большие результаты, особенно если в этом будут участвовать родители. Связная этикетная речь (СЭР) у детей дошкольного возраста протекает в плане речевого общения при непосредственном контакте или устно, в форме диалога. Функционально СЭР реализуется в виде связного диалогического единства, состоящего из реплик-стимулов и реплик-ответов.

В отличие от обычного диалога, в котором происходит производство речи, в связной этикетной речи воспроизводятся готовые, «клишированные» выражения или слова-формулы речевого этикета.

Основная цель связной этикетной речи у детей дошкольного возраста – внести гармонию в их взаимоотношения, обеспечить необходимую взаимную терпимость в общении. Речевое общение в детском саду осуществляется в определенном обязательном контексте, в котором этикет, связанный с речью, может и должен сознательно изучаться детьми в его функциональных измерениях в акте речевого общения. Предлагаются различные тематические этикетные ситуации из повседневной жизни детей.

Исследование проводилось в детском саду небольшого города в Болгарии с детьми дошкольного возраста. Детям были предложены игровые ситуации, в которых они должны были использовать различные виды этикетных форм.

Результаты исследования будут представлены на более позднем этапе работы над проблемой, при создании комплексной Программы овладения немаркированной связной речью этими детьми. Программа будет включать как предоставление знаний об отдельных подсистемах речевого этикета как системах знаков и правилах их использования, так и упражнения по их практическому освоению с помощью соответствующих методов и средств построения связной этикетной речи. Соблюдение правил этикета в принципе предполагает их знание, но было бы наивно полагать, что, зная этикетные нормы, ребенок начнет действовать в соответствии с ними. Обычно он вспоминает о них только тогда, когда нарушает их и тем самым наносит ущерб интересам других. Можно предположить, что одна из причин такого явления связана с тем, что мы учим правилам, а не воспитываем по ним.

В ходе исследования делается ряд выводов и обобщений. Знание речевого этикета обеспечивает его функционирование, или только через этикет может формироваться этикет. Только так можно построить убеждение, что использование речевого этикета стало аксиоматичным, как обязательный компонент межличностных речевых контактов. Этикетное речевое общение должно стать осознанным, а это возможно только тогда, когда осознанная вежливость становится привычкой, нормой поведения.

Фрагмент статьи

Введение

Речевое общение – это сложное явление, которое делает людей языковыми личностями с характерным речевым поведением. Построение эффективного речевого поведения предполагает знание определенных требований к коммуникаторам, важнейшие из которых – вежливость в человеческих отношениях и овладение связной этикетной речью.

Формирование связной этикетной речи (CЭР) в речевом общении – долгий и сложный процесс. Это плод личностного развития в результате правильного языкового, мировоззренческого и нравственно-эстетического воспитания в обществе: в детском саду, в школе, в семье.

Освоенная этикетная речь в акте речевого общения гарантирует полноценное личностное взаимодействие, а как следствие – оперативность в акте речевой деятельности коммуникаторов. Культура речевого общения требует соблюдения принятых этикетных знаков, правил и норм, согласованных языковым обществом на данный социально-исторический период его развития.

Общающиеся выстраивают речевой этикет общества как специфическую систему этикетных формул (слова и выражения). Таким образом, овладение этикетным речевым поведением, имеющим элемент универсальности и обязательности для членов языкового сообщества, неизменно изучается как часть внешней культуры этого общества.

Связная этикетная речь у дошкольников осуществляется в условиях речевого общения при непосредственном контакте в форме диалога. Функционально СЭР реализуется в виде связного диалогического единства (СДЕ), состоящего из реплик-стимулов (РС) и реплик-реакций (РР), т.е. СЭР = СДЕ = РС + РР. В отличие от обычного диалога, в котором производится речь, в связной этикетной речи наготове воспроизводятся «клишированные» выражения или слова-формулы речевого этикета.

Использование болгарского речевого этикета дошкольниками осуществляется на уровне знаний и навыков соответствующей этикетной речи. Эта речь изначально сводится у дошкольников к воспроизведению готовых формул для каждой из 12 тематических ярлыков-ситуаций. (Стефанова, 1997. С. 43–44).

Конечно, не все тематические подсистемы речевого этикета позволяют сформировать полностью автоматизированные навыки использования связной этикетной речи. Такое использование существует только в пяти наиболее часто встречающихся тематических подсистемах этикета: обращение и привлечение внимания, приветствие, прощание, извинения и благодарность. Но речевые действия этих пяти подсистем-меток могут быть полностью автоматизированы только тогда, когда партнеры по коммуникации хорошо известны, когда коммуникационная ситуация также известна и контролируется. В таких ситуациях ежедневно находится ребенок, и это приводит к овладению прочными навыками и привычками в речи, связанной с этикетом. Автоматизм этикетного речевого действия в этих случаях выражается в использовании стилистически нейтральных в синонимичном порядке единиц болгарского этикета, таких как те, которые произносятся каждый день: «до свидания»; «добрый день»; «извините»; «спасибо»; «пожалуйста».

Особое место среди других групп средств этикета для построения связной речи следует уделить тем, с помощью которых дети выражают поздравления и пожелания. Автоматические поздравления можно найти только в национальных праздниках, таких как Новый год, Баба Марта, 3 марта и другие. В личные праздники, такие как детские дни рождения и именины, используется осознанное приветствие с пожеланием, подобранным к празднику ребенка, сопровождаемым адресом.

Искусство создания связной этикетной речи не передается по наследству, а является результатом обучения и воспитания языковой личности. Его усвоение не является односторонним и разовым актом. Для него важна социальная наследственность как отражение отношений между людьми, среди которых он живет. Поэтому чтобы научиться общаться, ребенок должен общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. «Каждый взрослый входит в свою нынешнюю жизнь с детства. Наша сегодняшняя жизнь зависит от того, чем она была», – напоминает Людмила Гангнус (Гангнус, 1987. С. 9). Именно в дет­стве человек особенно чувствителен к педагогическим воздействиям, и к проблемам этикета речевого общения детей причастны как семья и детский сад, так и все наше общество.

В начале дошкольник осваивает нормы общественной жизни и общения методом проб и ошибок, особенно если никто не учит его, как себя вести. Но для того, чтобы социализировать ребенка-индивидуума, процесс его этикетно-речевой адаптации должен превратиться из естественного в организованный процесс овладения этикетной речью.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Амонашвили Ш. Здравейте деца. Как сте деца. – София: Народна просвета, 1989.
2. Андреева Н.А. Особенности обучения речевому этикету детей дошкольного возраста. – Шадринск: Шадринский государствений педагогический университет, 2017.
3. Блажев Бл., Попова В. Чудесата на детската pеч. – София: Тилиа, 1995.
4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – М.: Флинта, 2010.
5. Гагнус Л.В. Азбука на вежливостта. – София: Народна просвета, 1987.
6. Иванова Н.В. Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. – М.: Феникс, 2014.
7. Ивашкина О.В. Этикетные жанры в речи учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2005
8. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Экон-информ, 2014.
9. Мишанова О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации. – Челябинск: ЧГПУ, 2008.
10. Стефанова М. Познаваме ли българския речев етикет. – София: Клуб 90, 1997.
11. Харис Т. Аз съм добър, ти си добър. – София, 1993.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

связная этикетная речь, формулы болгарского речевого этикета, обозначения тематических групп, связное диалогическое единство.