ISSN 1997-9657
       

Степанова О.Н. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии

№3 2019 Степанова О.Н. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии
Аннотация

Статья посвящена проблеме развития одаренности детей младшего возраста. Дошкольный возраст, рассматриваемый сквозь призму одаренности, является одним из приоритетных для мировой педагогической и психологической науки, тогда как в России большинство Концепций одаренности ориентировано на другие уровни образования, в том числе и ныне действующая «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства Республики Саха (Якутия). Новый вектор ее – раннее развитие детской одаренности, начиная с дошкольного возраста. В пилотном проекте участвуют 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ республики. В сопровождении одаренных детей участвуют все субъекты образовательной модели: родители, воспитатели, помощники воспитателя, специалисты и администрация ДОО, дети, социальные партнеры. Работа с детской одаренностью основывается на идее, что основой воспитания таланта человека должны стать пять китов образования – музыка, шахматы, рисование, языки и спорт. В дошкольных организациях создаются условия для массового проявления детских способностей в разных сферах деятельности, что позволяет рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. Каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции.

Автор статьи анализирует проведенную работу, которая строится на принципах системности, открытости, культуросообразности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить интеллектуально-творческий потенциал.

Фрагмент статьи

Работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства Республики Саха (Якутия). На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) идет работа над созданием модели раннего выявления и развития детской одаренности, создана сеть пилотных образовательных организаций, в которую вошли 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ республики.

В апреле 2012 г. была утверждена Кон­цепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В ней зафиксировано, что «для организации работы по этим направлениям необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки одаренных детей в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов».

Принятие Концепции активизировало на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях работу по отбору одаренных детей школьного и студенческого возраста и их поддержку.

Эффективная система работы с детской одаренностью должна опираться не на широко распространенное положение, когда все силы и ресурсы аккумулируются вокруг 3–5% детей, имеющих яркую одаренность от природы, а когда создаются условия для массового проявления детских способностей в разных направлениях и сферах деятельности, поскольку в этом случае можно рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. И каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции.

Функционирование сети происходит в русле проводимой государством образовательной реформы, когда осуществляется масштабная деятельность по изменению содержания, структуры, методов, форм образования и когда особое значение приобретает создание среды, позволяющей выявлять и растить интеллектуальный потенциал страны, способный адекватно отвечать на глобальные вызовы XXI века.

Первый шаг, который был сделан в республике, – это проведение на базе тогда еще физико-математического форума «Ленский край» Министерства образования Республики Саха (Якутия) (директор В.А. Егоров), ныне ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)»), 11–13 ноября 2014 года Всероссийской научно-практической конференции «Российский и международный опыт: перспективы работы с одаренными детьми». На конференции был впервые представлен проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе», созданный при поддержке АСИ (авторы: О.Г. Волков, И.И. Комарова, Т.С. Комарова).

Министерство образования Республики Саха (Якутия) по инициативе министра образования Ф.В. Габышевой в канун Года дошкольного воспитания в республике приняло этот проект, в него были включены 92 образовательные организации (приказ № 01-16/2077 от 25.05.2015 г. Министерства образования РС (Я) о внедрении данного проекта в РС (Якутия)).

Малая академия наук Республики Саха (Якутия) и ее отдел дошкольного и начального образования, созданная В.А. Егоровым, была назначена оператором проекта.

Основные контуры развития детской одаренности определены в содержании образовательной программы ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» – это подготовка будущей научной, творческой, управленческой и бизнес-элиты Республики Саха (Якутия) для прорывного и устойчивого развития экономики республики и страны. В перспективе образовательной деятельности ГАУ ДО РС (Я) «МАН РС (Я)» – исследовательские проекты школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках Малой академии наук. Охват: обучение и работа более 6000 школьников, студентов, аспирантов и молодых специалистов в год. Образовательный процесс обеспечивают кафедры Малой академии наук – математики, физики, химии, информатики, кафедра естественных наук, гуманитарных наук, шахмат, дошкольного и начального образования. Их возглавляют ведущие специалисты республики в этих областях.

Список литературы

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
2. Бандура А. Теория социального научения. – СПб: Евразия, 2000. – 320 с.
3. Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание до­школьника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
4. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1987. – №4.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
6. Волков О.Г. Карта диагностики и развития способностей дошкольника / Лидерский проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе». – Чебоксары, 2012. – 36 с.
7. Волков О.Г. Образовательная технология эффективного поиска, выявления, сопровождения и развития задатков и наклонностей одаренных детей и талантливой молодежи, начиная с дошкольного возраста: методическое пособие. – Чебоксары, 2012. – 12 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. – М., 1982.
9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – С. 63.
10. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827).
11. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов РФ на 2015-2020 гг., утв. 27 мая 2015 г. №3274п-П8 зам. Председателя Правительства РФ.
12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
13. Практическое руководство по работе с детской одаренностью в раннем и младшем возрасте: [Коллективная монография] / Н.Е. Веракса, И.В. Каракчиева, И.И. Комарова, О.Н. Степанова, Ю.И. Семенов, М.Л. Прокопьева и др. – Москва – Якутск, 2019. – 282 с.
14. Рабочая концепция одаренности… 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm]
15. Савенков А.И. Одаренные дети в дет­ском саду и школе. – М., 2000. – С. 231.
16. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 113–146.
17. Сухин И.Г., Егоров В.А. Методические рекомендации по введению учебного курса «Шахматы – школе» в начальные школы и дет­ские сады Республики Саха (Якутия). – Якутск: Физико-математический форум «Ленский край». – 56 с.
18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – В кн.: Проблемы индивидуальных различий.– М., 1961. – С. 9–38.
19. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)».
20. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – Том 10. – № 1. – C. 1–7 doi: 10.17759/psyedu.2018100101

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

Республика Саха (Якутия), одаренный ребенок, дошкольный возраст, образование детей младшего возраста