ISSN 1997-9657
       

Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

№5 2020 Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О.  Изучение уровня сформированности эмоционального  благополучия детей старшего дошкольного возраста
Аннотация

В данной статье авторы делают акцент на проблеме формирования эмоциональной сферы дошкольников и их эмоционального благополучия, в частности. Эмоциональное благополучие рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте, так как от эмоций, которые испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его общения и взаимодействия с окружающими,
а значит, и успешность его социального развития. Кроме того, в статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 178 дошкольников. В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка и выявить особенности формирования эмоционального благополучия, использовались наблюдение за поведением детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей, проективные тесты. Определены критерии и показатели эмоционального благополучия детей: эмоционально-положительное самочувствие ребенка, эмоциональное состояние ребенка в условиях семьи, эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, уровень самооценки. Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Предложено авторское определение понятия «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста.

Фрагмент статьи

Краткая характеристика эмоционального благополучия дошкольников

Оценивая тенденции современного общества, уровень и стиль жизни населения, связанные с темпом жизни регулярные эмоциональные перегрузки, нельзя не отметить важность развития эмоциональной сферы людей, укрепления их защитных механизмов. Обществу необходимы правильные установки, адекватные реакции на сложные жизненные ситуации, умение грамотно восстанавливать свои ресурсы, именно поэтому мы считаем значимой проблему эмоционального развития дошкольников, а также формирования их эмоционального благополучия. С самого рождения и на последующих этапах развития личности необходимо совершенствовать и укреплять механизмы эмоциональной сферы.

Сложившиеся подходы к определению эмоционального благополучия целесообразно рассматривать как взаимодополняющие, определяющие разнообразные грани этого сложного понятия. Вопросы эмоционального благополучия дошкольника были в центре внимания научной школы А.В. Запорожца и его последователей и рассматривались в рамках «эмоционального мироощущения». Отечественные исследователи (Л.А. Абра­мян, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, В.И. Пере­гуда, Т.А. Репина, Г.Г. Филиппова и др.) определяют это явление как положительное, устойчивое, комфортное самочувствие; переживание удовольствия, успеха (Абрамян, 1990). В последнее время эмоциональное благополучие дошкольника изучается с точки зрения субъективной характеристики качественной оценки эмоционального состояния ребенка (Пожиткина, Савенок, Папушина, 2012); с позиции психологической безопасности всех субъектов образовательной среды (Мириманова, 2012); в контексте адаптации ребенка к условиям среды (Иванова, Шаповаленко, 2016).

Эмоциональное благополучие определяет успешное эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональная сфера является важным звеном в личностном развитии дошкольников. Общение и взаимодействие не будет успешным и эффективным, если его участники неспособны определять эмоциональное состояние партнера, управлять собственными эмоциями. Понимание своих чувств и эмоций является важной составляющей в становлении и развитии личности ребенка. Источником разнообразных переживаний дошкольника являются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Когда окружающие относятся к ребенку доброжелательно, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. В благоприятных условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Напротив, негативные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены непринятием и невниманием со стороны ближайшего окружения. Комплексы подобных негативных эмоциональных состояний (например, тревожность) образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной жизни. Среди основных причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие, можно выделить повышенные требования к ребенку, равнодушие со стороны значимых взрослых, неблагоприятный психологический климат в семье (Кошелева, Перегуда, Шаграева, 2003).

Терминологический анализ понятия «эмоциональное благополучие» позволил уточнить данное определение применительно к детям дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие ребенка является одним из базовых компонентов психологического здоровья, выражается в эмоционально-положительном состоянии ребенка в условиях социальной среды, в его эмоциональной устойчивости при взаимодействии с окружающей действительностью; обеспечивает оптимальный (допустимый) уровень ситуативной и личностной тревоги, эмоциональный комфорт, достаточно высокую самооценку.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Абрамян Л.А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. – Одесса, 1990. Ч. 2. – С. 3–7.
2. Анисимов В.А. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – С. 13–17.
3. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: дис. … канд. психол. наук. – Коломна, 2000.
4. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – №2 (15). – С. 132–136.
5. Гребенщикова Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ. – 2018. – №4(127). – С. 72–78.
6. Дробная А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Научный журнал. – 2016. – №6(7). – С. 135–136.
7. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы. – 2016. – №2. – С. 23–35.
8. Калюжин П.В., Сироткина Т.Ю. Особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: современные теоретические основания // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 янв. 2014 г.). – М.: Грифон, 2014. – C. 31–50.
9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.А. Шаграевой,
С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003.
10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.
11. Лаптева Ю.А., Федорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №7–6 (16). – С. 73–76.
12. Мириманова М.С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. – М.: Экон-информ, 2012.
13. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. – 2012. – №6.
14. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. – Елец, 2011.
15. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмо­циональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6.
16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман – М.: ЧеРо, 2002. – С. 548–557.
17. Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и ее практико-инструментальное решение // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. –
№1(18). – С. 165–167.
18. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Subjective well-being: The science of happiness and life satisfaction. The handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press. 2002, pp. 63–73.
19. Eggum, N.D., N. Eisenberg, K. Kao, T.L. Spinrad, R. Bolnick, C. Hofer, A.S. Kupfer, &W.V. Fabricius. 2011. “Emotion Understanding, Theory of Mind, and Prosocial Orientation: Relations Over Time in Early Childhood.” The Journal of Positive Psychology 6 (1): 4–16.
20. Evers K.E., Prochaska J.O., Castle P.H., Johnson J.L., Prochaska J.M., Harrison P.L., Rula E.Y., Coberley C., Pope J.E. Development of an individual well-being scores assessment. Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice, 2012, no. 2(2). 9 p.
21. Kahneman D., Krueger A. Developments in the measurement of subjective well-being. Journal of Economic Perspectives, 2006, vol. 20, no. 1, pp. 3–24.
22. Mayer, J. D., Caruso, D. R., Salovey, P. 2016. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, vol. 8 (4), pp. 290-300.
23. Rivers, S.E., S.L. Tominey, E.C. O’Bryon, & M.A. Brackett. 2013. “Developing Emotional Skills in Early Childhood Settings Using Preschool RULER.” The Psychology of Education Review 37 (2): 19–25.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

эмоциональное благополучие, эмоциональное состояние, эмоциональная устойчивость, тревожность, самооценка