Стожарова М.Ю., Михайлова Ю.А. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий

№5 2022 Стожарова М.Ю., Михайлова Ю.А. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых  образовательных технологий
Аннотация

Актуальность тематики статьи. Использование цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании – одна из актуальных проблем современности. Ее актуальность определяется рядом факторов: потребностью современного общества в максимальном приближении образовательных организаций, в том числе и дошкольных, к современным цифровым технологиям, недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе, отсутствием четко разработанных методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях, нехваткой оборудования для успешного обучения детей в цифровой образовательной среде. В статье рассматриваются возможности использования цифровой образовательной среды в образовательном процессе и ее влияние на формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать, экспериментально проверить и описать педагогические условия развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды в ДОО.

Описание хода исследования. Исследование проводилось на базе детского сада г. Ульяновска. В эксперименте участвовали 80 детей 5–6-летнего возраста. В процессе диагностики использовались следующие методики: «Дифференциация цвета и формы» (выборочно использовался тест способности к обучению Г. Витцлака), «Определение степени сформированности действий логического мышления» (Н.Б. Венгер), «Цветные числа» (использовались палочки Дж. Кюизенера), «Вычислительные машины I» (использовалась игра А.А. Столяра), «Преобразование слов» (использовалась игра А.А. Столяра), методика Белошистой А.В. Исследование заключалось в определении и экспериментальном подтверждении педагогических условий интеллектуального развития старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды, разработке и внедрении системы, направленной на обучение детей основам компьютерной грамотности, формировании у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к овладению цифровыми средствами обучения.

Результаты исследования. Выявлена эффективность работы по развитию интеллектуальных способностей детей 5–6 лет в процессе использования цифровой образовательной среды. После проведения формирующей работы высокий уровень развития интеллектуальных способностей выявлен у 12 детей (30%) экспериментальной группы, средний уровень наблюдается у 21 ребенка (52,5%) экспериментальной группы и низкий уровень показали 7 детей (17,5%) экспериментальной группы.

Выводы. Использование цифровой образовательной среды существенно влияет на активное познание мира ребенком, его кругозор, любознательность, мотивы учебной деятельности. Было доказано, что процесс развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если активно применять цифровые образовательные технологии, обеспечить эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Фрагмент статьи

Краткая характеристика интеллектуальных способностей

Под интеллектуальным развитием понимается совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребенка под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром интеллектуального развития является развитие умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются как условия успешного овладения и выполнения деятельности (ФГОС ДО, 2013).

Интеллект ребенка начинает формироваться с первых дней жизни, с каждым новым приобретенным опытом, увиденным явлением, услышанным словом. Чтобы развивать интеллект, нужно применять комплекс познавательных процессов, таких как мышление, внимание, воображение, восприятие, память. По мнению Л.А. Венгера, интеллект может быть рассмотрен как двойственное понятие: в более широком смысле оно представляет совокупность всех познавательных процессов человека; в более узком смысле интеллект – это только мышление человека, несмотря на то, что в широкий смысл входят и мышление, и восприятие, и память, и воображение.

Мы живем в эпоху цифровизации всех областей общественной жизни. В играх сейчас дети используют технические средства. Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить без цифровых технологий (Бревнова, Ходакова, 2020).

Использование цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании – одна из актуальных инновационных проблем современности. Детский сад не остается в стороне от тенденций современного цифрового общества (Ширяева, 2009). В письме Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года №753/23-16 (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», 2021) говорится об использовании информационных цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях в качестве средства преобразования предметно-развивающей среды. Актуальность этой проблемы определяется рядом факторов:

  • потребностью современного общества в максимальном приближении образовательных организаций, в том числе и дошкольных, к современным цифровым технологиям;
  • недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе и отсутствием четко разработанных методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях;
  • нехваткой оборудования для успешного обучения детей в цифровой образовательной среде.

Целью нашего исследования, проведенного в МБДОУ №100 г. Ульяновска, было – разработать, экспериментально проверить и описать педагогические условия развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды в ДОО.

Разработка цифровой дошкольной образовательной среды, создание банка цифровых обучающих средств, компьютеризация рабочих мест педагогов, повышение квалификации и цифровой грамотности педагогов посредством дистанционных курсов, конференций, вебинаров, мониторинг образовательного процесса становятся главными направлениями цифровизации дошкольных образовательных учреждений (Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина, 2021).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Балдуева А.Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании // Современная педагогика. – 2016. – №2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5316 (дата обращения: 07.02.2019).
2. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компью­терные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2020. – №5 (53). – С. 64–67.
3. Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика, 1978. – 248 с.
4. Государственная программа Российской Фе­де­рации «Развитие образования» [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 07.07.2021).
5. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Исполь­зование технических средств в дошкольном образовании. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
6. Коваль А.Н., Малыгина А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду. – Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского // Международный научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – №7(111).
7. Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2019. – №5. – С. 689–691.
8. Кузьмина Г.А., Гончарова О.В. Инфор­мационно-коммуникационные технологии как средство развития интереса к познанию у детей старшего дошкольного возраста // Ребенок и общество. – 2018. – №2. С. 38–51. Режим доступа на 07.03.2020: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/article/view/131/122)
9. Кушнир М.Э. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] // Директория-онлайн. 2017. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 06.07.2021).
10. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ. – 2019. – 176 с.
11. Миносянц Н.Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=24824 (дата обращения: 07.07.2021).
12. Мокеева С.В., Кувалдина Е.А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Науч­но-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 28. – С. 209–211.
13. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т.8. – №4. – С. 79–87. URL: http://10.17759/jmfp.2019080408 (дата обращения: 07.07.2021).
14. Солдатова Г.В. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т.27. – №3. – С. 97–118.
15. Стожарова М.Ю., Забродина Н.А. Исполь­зование возможностей цифровой образовательной среды в формировании мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. – 2021. – №5 (53). – С. 289–305. 
16. Ташкинова Л.В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 230–232.
17. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.
18. Ширяева Н.Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей // Дошкольное воспитание. – 2009.
19. Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children// Procedia – Social and Behavioral Sciences 146, 2021. С. 15–21.
20. Liu X., Toki EI., Pange J. (2014). The use of ICT in preschool education in Greece and China: a comparative study. ProcediaSocial and Behavioral Sciences. 112. 1167–1176.
21. Vernadakis N., Avgerinos A., Tsitskari E., Zachopoulou E. The use of computer assisted instruction in preschool education: making teaching meaningful. Early Childhood Education Journal. 2005. Vol. 33. №2. pp. 99–104.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

интеллектуальные способности, цифровые образовательные технологии в дошкольном образовании, информатизация образования, компьютерные игры, цифровые лаборатории, робототехника