НОВОСТИ ПСИХОЛОГИИ. Структура мозга у младенцев может быть предиктором развития речи в возрасте года

№2 2013 НОВОСТИ ПСИХОЛОГИИ. Структура мозга у младенцев может быть предиктором развития речи в возрасте года
Полный текст

Используя методы картирования мозга, ученые просканировали мозг младенцев и обнаружили, что анатомические особенности определенных зон – а именно, гиппокампа и мозжечка – могут являться предикторами развития языковых способностей у ребенка в возрасте одного года. Исследование ученых из Университета Вашингтона впервые продемонстрировало связь этих зон мозга с дальнейшими языковыми навыками. Результаты были опубликованы в январском номере журнала Brain and Language.

«Мозг маленького ребенка таит в себе бесконечное множество секретов, которые только и ждут того, чтобы быть раскрытыми, и эти открытия помогут нам найти ответ на вопрос, почему дети впитывают знания о языке как губка, превосходя взрослых в своих способностях к усвоению языков», – утверждает один из авторов исследования, Патрисия Куль, директор Института мозга Университета Вашингтона.

Языковые способности детей существенно возрастают к моменту, когда ребенку исполняется год, однако, немного известно о том, как предшествующее этому развитие мозга малыша может способствовать усвоению языка. Определение того, какие зоны мозга связаны с ранним развитием языка, может позволить лучше понять причины аномалий в развитии и назначить определенные виды коррекции как можно раньше.

«Младенчество может быть наиболее важным этапом постнатального развития мозга у человека, – говорит Дилара Дениз Кан, первый автор исследования. – Наши результаты, которые показали, что структуры мозга, отвечающие за последующее усвоение языка у нормально развивающихся детей, это первый шаг к исследованию взаимосвязи между мозгом и поведением у детей с нарушениями социального поведения, задержкой психического развития и усвоения языка».

В этом исследовании ученые формировали 3D-карты структур мозга 19 мальчиков и девочек в возрасте около 7 месяцев. Последующая обработка полученных сканов мозга и оценка размера отдельных структур позволила выявить соотношение серого (нервные клетки) и белого (проводящие пути) вещества.

Исследование впервые использовало возможности сканирования целого мозга для предсказания будущих способностей детей. Благодаря тому, что во внимание принимались все мозговые структуры, ученые не концентрировались на тех областях, которые традиционно считаются связанными с речью и языком.

Через пять месяцев, когда детям исполнился год, они вернулись в лабораторию для прохождения языкового теста. Он включает оценки детского лепета, узнавания знакомых слов и имен, а также способность производить различные типы звуков.

«В этом возрасте дети обычно знают не так много слов, – говорит Дениз Кан. – Поэтому мы опирались больше на их лепет и способность понимать речь как ранние проявления овладения языком».

Младенцы с большей концентрацией серого и белого вещества в мозжечке и гиппокампе впоследствии продемонстрировали лучшие языковые способности. В этом исследовании связь языка с этими структурами мозга была показана впервые. Ранее ни та, ни другая зона не отмечались как связанные с речью или языком: основной ролью мозжечка всегда считалось моторное научение, а гиппокамп обычно рассматривался как отвечающий за память.

«Когда мы стали рассматривать целый мозг, а не его части, мы пришли к интересным результатам. Оказалось, что зонами, отвечающими за дальнейшее развитие языка, являются те структуры, которые отвечают за память и движения, – говорить Куль. – Младенцы слушают и запоминают звуки, произносимые окружающими людьми, а затем с помощью губ и языка пытаются воспроизвести движения, приводящие к появлению этих же звуков. Тем самым они вовлекаются в общение и получают эмоциональную реакцию от своих родителей».

Полученные результаты, вероятно, отражают способности детей к овладению моторной координацией речи и к развитию памяти, необходимому для запоминания и воспроизведения речевых звуков.«Мозг использует множество общих навыков для усвоения языка, – говорит Куль. – Знание о том, какие области связаны с этой способностью, могут помочь ранней диагностике и выявлению детей с нарушениями развития, а также обеспечить их необходимой помощью и коррекцией, позволяющей им выйти на путь нормального развития».

Агентство психологических новостей PsyPRESS.ru

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.