ISSN 1997-9657
       

Тарунтаев П.И. «Детский киновечер» как форма использования медиатехнологий в формировании просоциального поведения старших дошкольников

№6 2020 Тарунтаев П.И.  «Детский киновечер» как форма использования медиатехнологий  в формировании просоциального поведения старших  дошкольников
Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Различные медиапродукты становятся неотъемлемой частью современного детства, транслируя ребенку культурные образцы, нравственные нормы, ценности и знания. Мультфильм, как популярная форма художественного произведения, может обладать высоким развивающим потенциалом для детей, формировать у них просоциальное поведение. Учитывая, как много современный ребенок просматривает различную медиа-продукцию, чрезвычайно важно понять, как и при каких условиях мультфильм может стать средством детского развития.

Цель. Рассмотрение механизмов влияния мультфильма на ребенка, а также условий, позволяющих усилить развивающий потенциал медиапродуктов. В соответствии с целью были поставлены задачи разработки формы работы с детьми «Детский киновечер», а также проверка ее эффективности с помощью формирующего эксперимента.

Описание хода исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований в области влияния медиа на ребенка нами были описаны механизмы этого влияния, а также разработаны принципы, позволяющие усилить развивающий потенциал мультфильма. Они заключаются в соответствии содержания возрастным особенностям ребенка, демонстрации персонажами на экране просоциального поведения, активном участии взрослого в просмотре, закреплении полученного опыта на практике через игры и упражнения. Основываясь на этих научных данных, нами были разработаны цели, задачи, структура и организация «Детского киновечера», в котором мультфильм выступает средством детского развития. Эффективность киновечера по формированию просоциального поведения была подтверждена формирующим экспериментом, который проводился на базе частного детского сада «Интересный детский сад» в два этапа. В исследовании приняли участие 39 детей 5–6 лет. В экспериментальную группу вошли 20 детей 5–6 лет, посещавших детский киновечер 2 раза в месяц в небольших группах на протяжении полугода в 2019/2020 учебном году. В контрольную группу вошли 19 детей 5–6 лет. Используемые методики исследования: «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (Щетинина А.М.), «Незаконченные истории», «Картинки» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Результаты исследования. Результаты формирующего эксперимента показали, что активное участие взрослого в просмотре детьми мультфильма на основании выделенных нами принципов в рамках «Детского киновечера» формирует у детей старшего дошкольного возраста просоциальное поведение (развитие эмпатийности и доброжелательности, формирование просоциальных установок, а также снижение агрессивности в ситуации конфликта).

Выводы. «Детский киновечер» как современная форма работы с детьми с использованием медиа-технологий позволяет эффективно использовать развивающий потенциал мультфильма для формирования просоциального поведения у старших дошкольников.

Фрагмент статьи

Введение

Агрессия, жестокость, отчужденность и равнодушие – все эти негативные и деструктивные явления современного общества во многом имеют истоки в раннем и дошкольном детстве. Именно там закладывается фундамент развития личности, отношение к миру и окружающим, определенные модели поведения. Специалистам и родителям чрезвычайно важно помогать ребенку разрешать различные проблемные формы взаимоотношений с другими, формировать положительное отношение к окружающим, ориентацию на Другого. Просоциальное поведение тесно связано с категориями нравственности и морали, поэтому задача по его формированию у старших дошкольников крайне актуальна, так как этот возраст является важнейшим периодом для формирования этих качеств (Обухова, 2000; Васильева, 2006; Smith, Hart, 2010). От этого во многом будет зависеть, каким станет будущий член общества.

На протяжении всей человеческой истории огромную роль в передаче культурных образцов, нравственных норм, ценностей и знаний играли художественные произведения – сказки, мифы, литература. С развитием технологий в жизнь человека вошли кино и мультипликация, которые унаследовали эти функции. Современные технические средства и медиа-продукты становятся неотъемлемой частью современной социализации ребенка, дополняя ее традиционные формы; через них ребенок приобретает новый социальный опыт, который становится частью его личности (Солдатова, 2018; Денисенкова, Красило, 2019).

Ежедневный просмотр мультфильмов в настоящее время является обычной практикой в каждой современной семье. Мультфильм, как популярная форма художественного произведения, может обладать высоким развивающим потенциалом для детей (Смирнова и др., 2014; Назарова, 2019). Однако в реальности так происходит далеко не всегда – дети нередко просматривают содержание низкого качества с сомнительным образовательным (в самом широком смысле) потенциалом или не соответствующее их возрастным особенностям (Смирнова, Соколова, 2014; Blumberg, Brooks, 2017). Таким образом, просмотр мультфильмов может превращаться в бездумное наблюдение за яркими образами на экране или во вредное занятие, негативно влияющее на психику ребенка (Стрюкова, Оршацкая, 2016).

Учитывая, как много современный ребенок просматривает различную медиапродукцию, важно понять, как и при каких условиях мультфильм может стать средством детского развития.

Просоциальное поведение и эмпатия

Прежде всего, необходимо остановиться на понятии «просоциальное поведение». В самом общем виде его можно определить как социальное поведение, которое приносит пользу другим людям, направленное на их благо (Eisenberg et al., 2007). Многие исследователи связывают просоциальное поведение с коммуникативными способностями ребенка, а также его эмоциональной сферой (Semrud-Clikeman, 2007). Дети, чаще демонстрирующие просоциальные акты, менее агрессивны, более адаптированы, как правило, имеют позитивные и устойчивые отношения со сверстниками (Smith, Hart, 2010).

Безусловно, в формировании просоциального поведения принимает участие множество личностных характеристик, однако необходимой является, прежде всего, эмпатия (Smith, Hart, 2010; Юдина, 2017). Эмпатия понимается как способность сопереживать эмоциональному опыту другого (эмоциональный компонент), понимать его состояния и способность занять позицию другого (познавательный компонент). Эмпатия включает в себя и умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию и, разумеется, оказание реального содействия (поведенческий компонент эмпатии) (Васильева, 2006; Юдина, 2017).

Согласно взглядам Л.П. Стрелковой, динамика эмпатийного процесса представляет собой следующую цепочку: сопереживание - сочувствие - реальное содействие (Стрелкова, 1986).

Большую роль в формировании просоциального поведения и, соответственно, эмпатии, играет восприятие художественных произведений, к которым, вне сомнения, принадлежит и мультипликация. Перейдем теперь к вопросу о том, какие именно механизмы лежат в основе влияния мультфильмов на ребенка.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 c.
2. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2006. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vozrastnoy-senzitivnosti-v-proyavlenii-empatii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.07.2020).
3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Вурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Академия, 2002. – 238 c.
4. Выготский Л.С. Динамика умственного развития ребенка в связи с обучением / Педагогическая психология. – М., 1991 – 476 c.
5. Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310 c.
7. Кривуля Н.Г. «Страшные» мультфильмы современной анимации // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 57–65.
8. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
9. Назарова Д.В. Мультфильмы как культурологический феномен современности // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №2 (107). –
С. 229–331. DOI:10.24411/1813-145X-2019-1037.
10. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 443 c.
11. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психоло­го-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 4–11.
12. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 27–36.
13. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т.9. – №3. – С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
14. Стрелкова Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – С. 70–100.
15. Стрюкова Е.А., Оршацкая С.В. Раз­вивающие возможности анимационной продукции для детей: желаемое и действительное (на примере экспертной оценки мультфильма «Tiny Love») // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2016. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschie-vozmozhnosti-animatsionnoy-produktsii-dlya-detey-zhelaemoe-i-deystvitelnoe-na-primere-ekspertnoy-otsenki-multfilma-tiny (дата обращения: 06.07.2020).
16. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
17. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
18. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии: обзор зарубежных исследований // Культурно-историческая психология. – 2017. – Т.13. – №2. –
С. 13–23. DOI:10.17759/chp.2017130202
19. Anderson, A., Furlonger, B., Moore, D. W., Sullivan, V. D., & White, M. P. (2018). A comparison of video modelling techniques to enhance social-communication skills of elementary school children. International Journal of Educational Research, 87, 100–109. DOI:10.1016/j.ijer.2016.05.016
20. Blumberg, F. C., & Brooks, P. J. (Eds.). (2017). Cognitive development in digital contexts. Elsevier Academic Press. DOI: 10.1016/C2015-0-06250-5
21. Chatterjee, J. S., Sangalang, A., & Cody, M. J. (2017). Entertainment-Education. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–12.
22. Collier, K. M., Coyne, S. M., Rasmussen, E. E., Hawkins, A. J., Padilla-Walker, L. M., Erickson, S. E., & Memmott-Elison, M. K. (2016). Does parental mediation of media influence child outcomes? A meta-analysis on media time, aggression, substance use, and sexual behavior. Developmental Psychology, 52(5), 798–812. DOI: 10.1037/dev0000108
23. Eisenberg, N., Fabes, R. A., & Spinrad, T. L. (2007). Prosocial Development. Handbook of Child Psychology. DOI:10.1002/9780470147658.chpsy0311
24. Fisch, S. M. (2004). Children’s learning from educational television. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
25. Kardefelt-Winther, D. (2017). How does the time children spend using digital technology impact their mental well-being, social relationships and physical activity? An evidence-focused literature review. Innocenti Discussion Paper 2017-02, UNICEF Office of Research – Innocenti, Florence.
26. Lemish, D. (2017). Audience Effects: Children and Adolescents. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–9. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0134
27. Mares, M., & Stephenson, L. J. (2017). Prosocial Media Use and Effects. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0153
28. Nikken, P. (2017). Parental Mediation of Media. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0204
29. Peebles, A., Bonus, J. A., & Mares, M.-L. (2018). Questions + answers + agency: Interactive touchscreens and children’s learning from a socio-emotional TV story. Computers in Human Behavior, 85, 339–348. DOI:10.1016/j.chb.2018.03.039
30. Piotrowski, J. T. (2017). Content Effects: Educational Media for Children. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0130
31. Schlesinger, M.A., Flynn, R.M. & Richert, R.A. (2016). US preschoolers’ trust of and learning from media characters, Journal of Children and Media, DOI: 10.1080/17482798.2016.1162184
32. Semrud-Clikeman, M. (2007). Social Competence in Children. Social Competence in Children. DOI:10.1007/978-0-387-71366-3_1
33. Smith, P. K., & Hart, C. H. (Eds.). (2010). The Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Social Development. DOI:10.1002/9781444390933

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

просоциальное поведение; влияние медиа на ребенка; взрослый как носитель культуры; мультфильм как часть медиакультуры; применение ИКТ в дошкольном образовании