Денисенкова Н.С. Психолого-педагогическая практика и теоретические воззрения Л.С.Выготского на проблему развития детских способностей

Аннотация

Теория Л.С. Выготского о высших психических функциях легла в основу представления о способностях и средствах их развития. Способности складываются в детстве, обеспечивая «вхождение» в культуру и определяя успешность человека в разных видах деятельности на протяжении всей жизни. Развитие идей Л.С. Выготского привело к пониманию механизмов формирования способностей в дошкольном возрасте через овладение и использование ребенком специфических дошкольных образных средств. Выделены следующие умственные способности и средства, помогающие их развитию: сенсорные (средство – сенсорные эталоны), интеллектуальные (средство – наглядно-образные модели), творческие (средство – образы) и символические (средство – символы).

Использование образных средств для становления этих видов способностей помогает ребенку решать сложные познавательные и творческие задачи с небольшой помощью взрослого, т.е. расширяет зону ближайшего развития. Взрослый выступает одновременно как носитель культуры и как партнер ребенка в различных видах деятельности (познавательной, игровой, изобразительной, конструктивной). Такой подход к образованию и воспитанию обеспечивает не только интеллектуальное и творческое развитие дошкольника, но личностное и социальное.

Фрагмент статьи

В последнее время все чаще поднимается вопрос о роли научного психологического знания в решении прикладных задач образования и воспитания детей. Нужно ли проводить фундаментальные исследования? Что дают они практикам, семье? Ведь объективно сложно увидеть за умозрительными построениями проблемы реального ребенка, его семьи и ближайшего окружения, да и не каждое из них выдержит проверку временем, не потеряет свою актуальность.

Культурно-историческая теория Л. С. Выгот­ского относится к тем научным концепциям, без которых невозможно себе представить педагогическую практику сегодняшнего дня. Так, ее положения о роли средств в развитии психики ребенка в целом и его способностей, в частности, нашли применение в системе общественного образования и семейного воспитания.

Говоря о становлении присущих лишь человеку высших психических функций, Л.С. Выготский писал, что оно происходит через овладение и использование специальных «орудий ума», мыслительных средств, выработанных человеческой культурой для анализа, структурирования, хранения, передачи информации. Таким средством, прежде всего, является речь. Именно с помощью речи человечество передавало свой опыт и знания из поколения в поколение. Для взрослого использование речи абсолютно естественно, в то время как дети только начинают овладевать ею. Общение взрослого с ребенком не просто обмен информацией и эмоциями, но и сложнейший процесс приобщения ребенка к человеческой культуре в самом широком ее понимании. Значение непосредственного диалога между взрослым и ребенком трудно переоценить.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Агаева Е.Л. Вербальные и образные компоненты в решении дошкольниками логических задач. – В кн.: Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1996. С. 14–29.

2. Веракса А.Н. Символ как средство познавательной деятельности // Вопросы психологии, 2012. № 4. С. 62–70.

3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2006.

4. Веракса Н.Е. Понятия нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) // Педагогический журнал Башкортостана, 2006. № 1(2). С. 39–59.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр.соч. в 6 т. – М., 1983.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 2008.

7. Денисенкова Н.С. Индивидуальные особенности развития способностей субъектно-ориентированных детей // Индивидуальные осо­- бенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы. – М.: 2003. С. 91–121.

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1996.

9. Дьяченко О.М., Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1996. С. 78–96.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т., Т. 1.– М., 1986.

11. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы.– М.: 2003.

12. Лаврентьева Т.В. Соотношение образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений дошкольников // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1996. С. 71–77.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2005.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 1999.

15. Образовательная работа по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской – М., 2001.

16. Пороцкая Е.Л. Индивидуальные особенности развития умственных способностей продуктивно-объектно ориентированных детей // Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы. – М.: 2003. С. 70–90.

17. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения). – М., 1995.

18. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.

19. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. О.М. Дьяченко – М., 2001.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1999.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

развитие и образование; сенсорные, интеллектуальные, творческие и символиче­ские способности; опосредствование; сенсорные эталоны, наглядно-образные модели, символы.