В статье проанализированы трудности, которые возникают у дошкольников при усвоении математики, выделены основные составляющие математического мышления. Выявлено, что пространственный анализ и синтез мышления имеют первоочередное значение для успешного овладения ребенком математикой. Трудности в овладении счетными операциями у детей скрывают под собой незрелость пространственных и квазипространственных представлений. Важными компонентами математических действий является хорошо развитое произвольное мышление и зрительное восприятие, которые формируют понятие о геометрических фигурах. Представлена программа нейропсихологической коррекции, которая носит комплексный характер и включает двигательную и когнитивную коррекцию, а также формирует у ребенка позитивное отношение к занятиям математикой и в целом к школьному обучению.
Количество детей, испытывающих трудности при изучении математики, увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких детей около 25%. Причем трудности, которые испытывают школьники, сохраняются и по окончании школы, ведь математические методы и математический стиль мышления наблюдаются в различных областях человеческой деятельности (Ахутина, Обухова, Обухова, 2001).
В связи с этим возникает проблема профилактики трудностей овладения математикой еще в дошкольном детстве. Для этого необходимо выделить и стимулировать развитие основных составляющих математического мышления, без которых невозможно усвоение математики:
1. Пространственный анализ и синтез.
2. Сформированность серийной организации действий.
3. Развитие абстрактного логического мышления и возможности составить программу решения задачи.
4. Сформированность и устойчивость зрительных представлений геометрических фигур.
Остановимся подробнее на каждом из этих компонентов.
1. Сформированность пространственных представлений, пространственного анализа и синтеза мышления имеет первоочередное значение для успешного овладения ребенком математикой (Куцакова, 2003; Лурия, 1969; Сунцова, Курдюкова, 2008; Соболева, Печак, 2009).
Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. В последнем случае речь идет об упорядоченности в системах знаков и символов, выработанных человечеством для обобщения представлений о мире. Примером квазипространства может быть нотная запись, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций (например: «собака хозяина или хозяин собаки», «брат отца или отец брата»).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
1. Ахутина Т.В., Обухова Л.Ф., Обухова О.Б. Трудности усвоения начального курса математики в форме квазиисследовательской деятельности // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.
3. Бочарова А.Г., Горева Т.М., Окунь В.Я. 500 замечательных игр. – М., 1999.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2009.
6. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Ж.М. Глозман. – М., 2006.
7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. – М., 2001.
8. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 увлекательных игр и заданий для детей 5–8 лет. – М., 2003.
9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 1969.
10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
11. Математика от трех до шести / Сост. З. А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб., 1996.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2007.
13. Соболева А.Е. Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. – Нижний Новгород, 2009.
14. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. – М., 2009.
15. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога. – М., 2009.
16. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой. Игровые упражнения для предупреждения и преодоления дисграфии. – M., 2007.
17. Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика: считаем уверенно. – М., 2009. 18. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – СПб., 2008.
обучение, нейропсихологическая коррекция, математическое мышление, трудности в обучении, пространственные представления, коррекционное обучение.
Ваша корзина пуста