ISSN 1997-9657
       

Трушкина С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни

№3 2018 Трушкина С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни
Аннотация

Введение. Научный обзор посвящен проблеме влияния сильного либо продолжительного стресса на детей первых лет жизни, являющейся малоизученной как в психиатрии, так и в медицинской психологии. В основе исследования лежит сравнение клинических проявлений стрессовых расстройств у маленьких детей, описанных в современной медицинской и психологической литературе, с симптомами различных стрессовых расстройств у взрослых, отраженных в Международной классификации болезней МКБ-10.

Результаты. В обзоре показано, что младенцы и дети раннего возраста страдают от стрессовых воздействий так же, как взрослые люди или более старшие дети, и им также может быть выставлен диагноз стрессового расстройства. При этом конкретные проявления расстройств и события-стрессоры у них могут отличаться. Рассмотрены такие специфические возрастные симптомы стрессовых расстройств, как посттравматическая игра, сепарационная тревога, регресс в развитии и др. Показано, что нарушения психического здоровья у маленьких детей, возникающие вследствие воздействия различных типов стрессоров – внезапного травматического события высокой интенсивности или хронической психотравмирующей ситуации, различаются по своим проявлениям и последствиям. Подчеркнуто, что наличие стрессового расстройства у ребенка может негативно сказываться на его развитии, отражаясь на познавательных процессах и социальных отношениях. Освещен вопрос принципиально важного значения материнско-детских и более широких семейных отношений для возникновения и течения стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, а также показана необходимость организации терапевтической помощи для обоих членов материнско-детской диады.

Практическая значимость. Обзор адресован специалистам учреждений дошкольного образования и имеет цель информировать их о признаках стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, с тем чтобы они могли первично их распознавать и инициировать обращение семьи за специализированной помощью к детскому психиатру или медицинскому психологу.

Фрагмент статьи

В современном мире все большее число специалистов обращаются к теме психической травматизации ребенка в результате переживания им стресса высокой степени интенсивности. Этот интерес распространяется не только на детей школьного или подросткового возраста, но и дошкольников и детей раннего и даже младенческого возраста. Следует отметить, что проблема возникновения стрессовых расстройств в этих возрастах не сразу была признана в профессиональных кругах. Довольно долго считалось, что высокая пластичность психики маленького ребенка препятствует формированию у него устойчивых когнитивных или эмоциональных нарушений вследствие психологической травмы. Предполагалось, что наряду с недостаточным развитием долговременной памяти эта пластичность позволяет младенцу или двух-трехлетнему ребенку избежать отсроченных последствий сильного стресса, что отличает их от взрослых людей или детей более старшего возраста. Одновременно с этим в психоаналитических кругах разрабатывались представления о ранней психической травме, обусловленной событиями, неизбежными в жизни каждого ребенка – рождением, отлучением от груди, относительно длительной разлукой с матерью. Научные исследования и наблюдения из клинической практики последних десятилетий постепенно вносят ясность в проблему стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, однако полная определенность в этих вопросах еще не достигнута.

Симптомы стрессовых расстройств у маленьких детей

Как правило, изучение расстройств, вызванных сильным стрессом у маленьких детей, отталкивается от знаний об аналогичных нарушениях у взрослых. Так, согласно современным представлениям тяжелый стресс может приводить к развитию у человека как острых, так и хронических болезненных состояний. Кроме того, выделяют так называемые расстройства адаптации, развивающиеся в ответ на воздействие менее интенсивной, но длительной по времени и связанной со значительными жизненными переменами стрессовой ситуации.

Список литературы

1. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – М.: Теревинф, 2013.
2. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. – М.: Триада-Х, 2008.
3. Добряков И.В. Острые и посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 133–155.
4. Добряков И.В., Никольская И.М. Методы оказания кризисной психологической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова – Никольской» // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 301–309.
5. Добряков И.В., Трушкина С.В. Клинические проявления стрессовых расстройств у детей раннего возраста // XIII Мнухинские чтения. Расстройства личности, адаптации и поведения в детском и подростковом возрасте / Сборник статей под ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова. – СПб.: Альта Астра, 2015.
6. Международная классификация болезней МКБ-10. Электронная версия. http://www.mkb10.ru/. Дата обращения 15.12.2017.
7. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Речь, 2003.
8. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в кризисной психологической помощи // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 310–339.
9. Портнова А.А. Особенности клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей / Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство. В 2-х т. Т.1. –
М.: Издательство Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 2011. – С. 248–275.
10. Портнова А.А., Серебровская О.В. Острые стрессовые нарушения у детей раннего возраста // Психиатрия. – 2013. – №4(60). – С. 37–40.
11. Ранняя диагностика и коррекция. Практическое руководство. В 2-х т. Т.2 Нарушения поведения / Под ред. У.Д. Брака. – М.: Академия, 2007.
12. Скобло Г.В., Трушкина С.В. Нарушения психического здоровья в первые годы жизни: связанные c психогенными факторами расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2016. – №12. – С. 81-87.
13. Axis IV: Psychosocial Stressors (2016). In: DС:0-5: Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood. Washington: ZERO TO TREE. 153–158.
14. Black D. (2002) Bereavement. In: Rutter M., Taylor E. (eds) Child and Adolescent Psychiatry, 4th edinion. Oxford: Blackwell Science, 299–308.
15. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM–5. https://www.psychiatry.org/psychiatrists/practice/dsm. Дата обращения 15.12.2017.
16. McNeal C., Amato P.R. (1998) Parents’ marital violence: long-term consequence for children. Journal of Family Issues,19, 123-139.
17. Scheeringa M.S. Posttraumatic stress disorders. In: Zeanah C.H. Jr. (ed.): Handbook of Infant Mental Health. 3rd ed. – New York / London: Guilford Press; 2009.
18. Thomas A., Chess S. Temperament and development. New York: Bruner / Mazel, 1977.
19. ZERO TO TREE. (2005). Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood: Revised edition (DС:0-3R). Washington, DC: ZERO TO TREE press.
20. ZERO TO TREE. (2016). DС:0-5: Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood. Washington, DC: Author.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

раннее детство, ПТСР, расстройства адаптации, посттравматическая игра, материнско-детская диада