Болотская С.И., Пугачева В.Е., Варганова И.П. Творческий проект «Согреем памятью сердца»

Полный текст

Введение

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

В детском саду «Росинка» на протяжении ряда лет основным направлением работы является патриотическое воспитание, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

В силу необычайной специфики города Новый Уренгой отражают традиции, быт, национальные праздники, обычаи многих национальностей.

Так исторически сложилось, что в 70–80-х годах по комсомольским путевкам приехала молодежь со всего СССР (Харьковская, Уфимская, Грозненская геологоразведочные и буровые экспедиции). Особое место в патриотическом воспитании занимают мероприятия, посвященные знакомству с традициями, культурой народов Ямала.

В нашем детском саду в рамках патриотического воспитания проводятся различные мероприятия с целью знакомства, воспитания уважения к другим народам, культурам (недели национальных культур, народно-прикладного творчества, фестивали семейного творчества). На таких мероприятиях звучат песни на украинском, чеченском, татарском, русском, башкирском, ненецком языках, языке ханты.

2010 год – особый год. Год 65-летия Великой Победы. Поэтому мы решили создать проект, в рамках которого наши ребята и родители смогли бы больше узнать о доблести и мужестве старшего поколения в суровые годы войны.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей 
и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Цели проекта

  1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  2. Познакомить с историческими фактами военных лет.
  3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
  4. Создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества.
  5. Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
  6. Воспитывать будущих защитников Отечества.
  7. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы, музыкой военных лет.
  8. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
    Использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.

Паспорт педагогического проекта

Тема Ознакомление с историческими событиями Великой Отечественной войны.
Тематическое поле Ознакомление с героическим прошлым, с жизнью в годы войны.
Название проекта «Нам есть чем гордиться!»
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный.
Проблема Систематизация материалов о героях-земляках, оформление мини-музея.
Причины Недостаточные знания о событиях 1941–1945 гг., героях-земляках, ветеранах войны, героях труда, пионерах освоения Ямала.
Цель Создание, систематизация материалов, дидактических альбомов (фото, изобразительных работ) для дошкольников.
Задачи
  • Обогащение и расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны.
  • Пополнение экспонатами мини-музея, проведение экскурсий.
  • Использование инновационного подхода, опыта других педагогов, истории города – флагмана газовой промышленности.
Мероприятия

I. Формы работы с детьми

1. Изучение экспонатов мини-музея. Беседа по содержанию.
2. Цикл занятий по познавательному блоку:

  • «Никто не забыт и ничто не забыто»;
  • «Города-герои»;
  • «Пионеры-герои»;
  • «Солдатские письма».

3. Занятие по ознакомлению с художественной литературой:

  • «Поэтические строки о войне»;
  • «Детские писатели о войне»;
  • «Новый Уренгой – город трудовой славы газовиков»;
  • «На Ямале мы живем»
  • «У нас в гостях кадеты».
4. Занятия по изобразительной деятельности, художественному 
и ручному труду:
  • «Открытки ветеранам»;
  • «Цветы для героев».
5. Занятия по музыкальному развитию:
  • слушание и разучивание музыкальных произведений, песен «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «День Победы», «В землянке», «Катюша».

6. Выставка рисунков, творческих работ «Нам есть чем гордиться!», «Пусть всегда будет солнце!».
7. Выпуск плакатов, стенгазет на тему «Защитники Отечества».
8. Спортивные праздники «Бравые солдаты», «Смотр строя и песни» (с участием родителей; учащихся кадетских классов МОУ СОШ № 13).
9. Экскурсии в городской музей, на городскую площадь Памяти к Веч­ному огню; возложение цветов совместно с родителями, кадетами.
10. Выставка творческих работ в КСЦ «Газодобытчик» на тему «Согреем памятью сердца» с участием ветеранов ВОВ.
11. Встречи с ветеранами, тематические занятия «Великая Победа».

II. Формы работы с родителями

1. Участие в сборе экспонатов для мини-музея.
2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.
3. Просмотр и обсуждение фильмов о войне вместе с детьми.
4. Участие в книжной выставке произведений для детей о войне.
5. Участие в тематических занятиях, вечерах «Герои среди нас».
6. Участие в развлечениях, утренниках, встречах с кадетами, ветеранами на военную тематику.
7. Участие в выставках творческих работ по патриотическому воспитанию.
8. Участие в экскурсиях в музеи города:

  • Музей трудовой славы;
  • Музей МОУ СОШ №17.

Литература для детей

  1. С. Щипачев. «22 июня 1941 года».
  2. Александрова. «Прощание».
  3. Р. Рублев. «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство».
  4. М. Исаковский. «Навек запомни».
  5. В. Высоцкий. «Братские могилы».

Ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации

Цикл бесед, посвященных истории возникновения флага и герба РФ, тексты и музыка гимна РФ пение и слушание гимна в записи. На занятиях, в ходе бесед, во время встреч с ветеранами войны раскрывается идейно-нравственное содержание символов и ритуалов государства.

В целях воспитания уважения к государственной символике нашей Родины – Российской Федерации – считаем целесообразным оформить в музее и в старших, а также в подготовительных к школе группах Уголок государственной символики. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов.

Патриотическое воспитание дошкольников

  1. Художественная литература: А. Барто. «Флажок». «Наши солдаты». «Самолет»; 3. Александрова. «Дозор»; А. Нехода. «Летчики»; Е. Карасев. «Город-герой»; А. Митяев. «Почему армия всем родная»; М. Чернявский. «Огненная баллада»; С. Баруздин. «Шел по улице солдат», стихи о Победе и др.
  2. Музыка: М. Старокадомский. «Марш Победы»; Г. Свиридов. «Военный марш»; В. Рупов. «Праздничный марш»; Д. Тухманов. «День Победы»; В. Филиппенко. «Вечный огонь»; В. Агапкин. «Прощание славянки» и др.
  3. Военные игры: «Полоса препятствий». «Неприятель в море». «Самолеты на защите мирного неба». «Мы моряки». «Пограничники». «Космонавты». «МЧС». «Команда Кусто». «Мы военные». «Зарница».
  4. Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование) и конструирование: «Ракета». «Парад». «Самолеты». «Поздравительная открытка». «Салют». «Военные корабли». «Звезда». «Застава». «Корабль». «Вечный огонь». «Наша армия». «Солдат на посту». «Корабли на рейде», «Памятники героям». «Парашютисты».
  5. Досуг и развлечения: инсценирование военных песен: военно-спортивные развлечения («Доставь пакет». «Ориентировка по карте». «Преодоление препятствий». «Фактор страха». «Форд Боярд». «Рота, подъем!»), командные эстафеты: слушание песен военных лет.
  6. Викторины: о военных профессиях и родах войск; о героях Великой Отечественной; о военной технике; о военных праздниках; об истории создания Красной армии.
  7. Беседы: о Героях Советского Союза – А. Матросове, А. Покрышкине, Д. Карбышеве, Л. Голикове, В. Котике, В. Дубинине, Н. Гастелло, панфиловцах; о городах-героях (Севастополь, Брест, Сталинград, Москва): «Что такое героизм?»; «Как армия охраняет нашу страну в мирное время?».
  8. Встречи: операция «Радость» – изготовление подарков и вручение их участникам Великой Отечественной войны; сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встречи с членами Совета ветеранов города; с ветеранами ВОВ (праздничные концерты, чаепитие).

Конспект занятия «На Ямале мы живем» (О северной природе и жизни людей на Севере)

Программное содержание. Расширять знания и представления о родном крае, особенностях Приполярья, о тундре, растительном и животном мире Ямала.

На Севере нашей страны холодно, долгая зима и короткое лето; деревьев, цветов, трав очень мало; тундра покрыта мхом; здесь живут мужественные люди – оленеводы, охотники, рыбаки и газодобытчики.

Материал к занятию. Макет «Тундра», фото, аудиозаписи песен народов Ямала. Картины, изображающие природу и жизнь людей на Севере, книга Н. Сладкова «Разноцветная земля».

Предварительная работа. Экскурсии в тундру (в разное время года), к речкам. Посещение «Праздника народов Севера».

Домашнее задание: совместно с родителями изготовить творческие работы на тему «Мой папа – газодобытчик».

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол флажок, изображающий флаг России, и начинает занятие.

– Сегодня мы побеседуем с вами о нашей большой и чудесной стране. А сначала послушайте рассказ из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля».

Этот рассказ о северной земле – тундре:

«Равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное-скучное и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоско и бесконечно.

Если и встретишь лес – то высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы – подберезовики. А уж олень или человек – совсем великаны.

Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает, посыпает. Приползет туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая – опрыснет частым дождем. Третья – пробарабанит крупой ледяной. Четвертая – снегом засыпает. Хорошо, если пятая мимо пройдет – тогда опять солнышко и тепло.

Ярче всего тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие.

На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Чумы пастухов тогда кажутся далекими горами-вулканами. И дымки курчавятся над их вершинами. Они лежат лениво, рога оленьи ветвистые на золотом закате – как сказочный костяной лес. И лужи, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось.

Вопросы к беседе

  1. Почему писатель назвал тундру «Седой землей?
  2. Какие животные живут в тундре?
  3. Расскажите, какая тундра бывает летом.
  4. Вспомните, как об этом написал писатель.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстративный материал, макет, фото, рассказать, что они видят на картинах. Затем он рассказывает о тундре, людях, живущих на Севере.

На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень – очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину, он дает ему мясо и теплую шерсть. Оленеводы пасут стадо оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох ягель.

На Ямале живут люди, которые заняты на добыче газа, – газодобытчики. Они добывают для страны газ, который необходим людям.

Рассматривание картины, изображающей труд оленеводов и газодобытчиков.

Вместе с детьми оформить выставку творческих работ – «Мой папа – газодобытчик».

Обсуждение работ.

Конспект занятия «На Ямале мы живем» («Жизнь детей на Севере»)

Программное содержание. Расширять знания об особенностях народно-прикладного искусства народов Севера (особенности хантыйского и ненецкого орнамента), особенностях одежды северных народов (малица, ягушка).

Расширить представления детей о нашей стране. Воспитывать у них интерес к своей Родине, дружеские чувства к детям, которые живут на Севере, желание больше узнать об их жизни. Развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя.

Материал к занятию. Кукла в национальном северном костюме, картина «Дети Севера», узоры северной земли.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол флажок, изображающий флажок России и флажок ЯНАО, и начинает занятие:

– Сегодня я вам буду рассказывать о нашй большой стране – России. Но сначала обратите внимание – к нам в гости пришла на занятие девочка. Посмотрите, как она одета? Догадайтесь, откуда она приехала? Дети рассматривают куклу в национальном (ненецком) костюме.

Воспитатель задает следующие вопросы:

– Почему вы думаете, что она живет на Севере? Что вы знаете о тундре? (Дети рассказывают.) Педагог обобщает высказывания детей:

– Эту девочку зовут Окся. Она живет на Севере, в тундре. Она приехала к нам в гости. Окся одета в теплую одежду, потому что на Севере очень холодно, долгая зима и короткое лето. Давайте посмотрим картину, на которой нарисовано, как живут дети ненцев на Севере. Картина называется «Дети Севера».

Дети рассматривают картину (дать время хорошо рассмотреть картину).

– На картине нарисовано катание детей на оленях. Быстро мчатся олени по глубокому снегу, детям немного страшно, но их поддерживает воспитательница. Большое удовольствие – прокатиться на оленях!

Эти веселые дети – ненцы. Они живут на полуострове Ямал – на Севере. Здесь холодная, длинная зима, но людям мороз не страшен: все тепло одеты в меховые шубы – малицы. На Севере в праздничные дни часто устраивают катание на оленях – проводится и праздник народов Севера.

Подойдите поближе, рассмотрите как следует оленей и расскажите о них: какие они? Какие у них рога? Почему вы думаете, что олени бегут быстро? Кто управляет оленями?

Выслушав ответы ребят, педагог предлагает им новые вопросы: Кто еще нарисован на картине? Что делают? (Дети должны рассказать о группе людей, изображенных на переднем и заднем плане.)

А вам хотелось бы познакомиться с детьми-ненцами, покататься на оленях? (Впечатления детей, побывавших на празднике народов Севера.)

Затем воспитатель снова переключает внимание ребят на куклу, одетую в национальную ненецкую одежду. Дети уже более уверенно рассказывают, какой костюм у куклы. Почему она так одета.

Вторая часть

Аппликация (коллективная работа).

Дети украшают орнаментом «Узоры северной земли» малицу. Составляют композицию-панно на тему «Дети Севера».

Рассматривание выполненной композиции.

Конспект занятия «Мой дом – Ямал»

Цель: закрепить представления детей о родном крае, о животном мире. Развивать творческое мышление, речь, любознательность. Воспитывать чувство любви к родному краю.

Методические приемы: вопросы, загадки, задания.

Материал: карта России, карта – схема ЯНАО, разрезные картинки с изображением животных Севера.

Ход занятия: Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите, потому что здесь наш дом. Мы на Севере живем!

Вопрос:

– Как называется край, в котором мы живем?

Ответ детей.
(Наш округ называется Ямало-Ненецкий автономный округ.)

Вопрос:

– Как называется столица края?

Ответ детей.
(Салехард.)

Вопрос:

– Как называется город, в котором мы живем?

Ответ детей.
(Город, в котором мы живем, – Новый Уренгой. Есть разные значения этого названия. Легенда народов ханты гласит: «Однажды дочь Солнца опустилась на холм, превратилась в кошку и пробежалась под землей, хвостом разрезав ее. В том месте течет река Пур. А место, где она опустилась на землю, назвали ее именем «Уренгой – дочь Солнца». А с ненецкого переводится это слово по-разному: «гнилое место», «лысый холм», «место, затопляемое талыми водами».)

А тундра наша хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим,
Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце словно бисер.

Вопрос:

– Что вы знаете о тундре?

Ответ детей.
(В тундре царство вечной мерзлоты. Поэтому в тундре растут не большие деревья, а только кустарники и маленькие деревья – ива, карликовая береза.

В тундре много рек, озер, болот. Зима длинная и холодная. Зимой солнце почти не появляется, и поэтому стоит полярная ночь. Летом – наоборот: солнце не прячется, и стоит полярный день. Лето в тундре короткое, но очень красивое от разнообразия красок. В это время много комаров, мошки.)

Вопрос:

– А кто живет в тундре?

Ответ детей.
(Северный олень, песец, лемминг, полярная сова.)

Отгадайте загадки:

Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты.
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвет. (Олень)

Этот мишка – черный нос
Любит зиму и мороз.
Ну а летом ищет тень
И купается весь день. (Белый медведь)

Всю ночь летает,
Леммингов себе добывает
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубке белой.
Шубкою гордится –
Младший брат лисицы. (Песец)

У него есть клыки,
У него есть усы.
А клыки – некоротки,
А усы его густы.
Не боится холодов,
Плавает в морях средь льдов. (Морж)

Предлагается детям расселить животных на карте ЯНАО. (объясняется задание)

Ребенок выбирает себе животное, складывает разрезную картинку, называет, кто получился на картинке, и вешает на карту.

Словесная игра «Что было бы, если бы...»

Сова
Что было бы, если бы у совы не было крыльев? Что было бы, если бы у совы не было больших глаз?

Белый медведь
Если бы у медведя не было бы теплой шерсти. Если бы его шерсть была черной?

Олень
Что было бы, если бы у оленя не было крепких рогов и копыт?

Морж
Что было бы, если бы у моржей не было такой толстой кожи и большого слоя жира? Если бы не было клыков?

Песец
Что было бы, если бы песец и зимой оставался рыжевато-золотистым?

Выслушиваются ответы детей, дополняются педагогом.

В конце за хорошую работу на занятии дарятся куклы-сувениры.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.