Введение
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В детском саду «Росинка» на протяжении ряда лет основным направлением работы является патриотическое воспитание, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
В силу необычайной специфики города Новый Уренгой отражают традиции, быт, национальные праздники, обычаи многих национальностей.
Так исторически сложилось, что в 70–80-х годах по комсомольским путевкам приехала молодежь со всего СССР (Харьковская, Уфимская, Грозненская геологоразведочные и буровые экспедиции). Особое место в патриотическом воспитании занимают мероприятия, посвященные знакомству с традициями, культурой народов Ямала.
В нашем детском саду в рамках патриотического воспитания проводятся различные мероприятия с целью знакомства, воспитания уважения к другим народам, культурам (недели национальных культур, народно-прикладного творчества, фестивали семейного творчества). На таких мероприятиях звучат песни на украинском, чеченском, татарском, русском, башкирском, ненецком языках, языке ханты.
2010 год – особый год. Год 65-летия Великой Победы. Поэтому мы решили создать проект, в рамках которого наши ребята и родители смогли бы больше узнать о доблести и мужестве старшего поколения в суровые годы войны.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей
и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Цели проекта
Паспорт педагогического проекта
Тема | Ознакомление с историческими событиями Великой Отечественной войны. |
Тематическое поле | Ознакомление с героическим прошлым, с жизнью в годы войны. |
Название проекта | «Нам есть чем гордиться!» |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный. |
Проблема | Систематизация материалов о героях-земляках, оформление мини-музея. |
Причины | Недостаточные знания о событиях 1941–1945 гг., героях-земляках, ветеранах войны, героях труда, пионерах освоения Ямала. |
Цель | Создание, систематизация материалов, дидактических альбомов (фото, изобразительных работ) для дошкольников. |
Задачи |
|
Мероприятия |
I. Формы работы с детьми 1. Изучение экспонатов мини-музея. Беседа по содержанию.
3. Занятие по ознакомлению с художественной литературой:
и ручному труду:
6. Выставка рисунков, творческих работ «Нам есть чем гордиться!», «Пусть всегда будет солнце!». II. Формы работы с родителями 1. Участие в сборе экспонатов для мини-музея.
|
Литература для детей
Ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации
Цикл бесед, посвященных истории возникновения флага и герба РФ, тексты и музыка гимна РФ пение и слушание гимна в записи. На занятиях, в ходе бесед, во время встреч с ветеранами войны раскрывается идейно-нравственное содержание символов и ритуалов государства.
В целях воспитания уважения к государственной символике нашей Родины – Российской Федерации – считаем целесообразным оформить в музее и в старших, а также в подготовительных к школе группах Уголок государственной символики. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов.
Патриотическое воспитание дошкольников
Конспект занятия «На Ямале мы живем» (О северной природе и жизни людей на Севере)
Программное содержание. Расширять знания и представления о родном крае, особенностях Приполярья, о тундре, растительном и животном мире Ямала.
На Севере нашей страны холодно, долгая зима и короткое лето; деревьев, цветов, трав очень мало; тундра покрыта мхом; здесь живут мужественные люди – оленеводы, охотники, рыбаки и газодобытчики.
Материал к занятию. Макет «Тундра», фото, аудиозаписи песен народов Ямала. Картины, изображающие природу и жизнь людей на Севере, книга Н. Сладкова «Разноцветная земля».
Предварительная работа. Экскурсии в тундру (в разное время года), к речкам. Посещение «Праздника народов Севера».
Домашнее задание: совместно с родителями изготовить творческие работы на тему «Мой папа – газодобытчик».
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол флажок, изображающий флаг России, и начинает занятие.
– Сегодня мы побеседуем с вами о нашей большой и чудесной стране. А сначала послушайте рассказ из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля».
Этот рассказ о северной земле – тундре:
«Равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное-скучное и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоско и бесконечно.
Если и встретишь лес – то высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы – подберезовики. А уж олень или человек – совсем великаны.
Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает, посыпает. Приползет туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая – опрыснет частым дождем. Третья – пробарабанит крупой ледяной. Четвертая – снегом засыпает. Хорошо, если пятая мимо пройдет – тогда опять солнышко и тепло.
Ярче всего тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие.
На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Чумы пастухов тогда кажутся далекими горами-вулканами. И дымки курчавятся над их вершинами. Они лежат лениво, рога оленьи ветвистые на золотом закате – как сказочный костяной лес. И лужи, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось.
Вопросы к беседе
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстративный материал, макет, фото, рассказать, что они видят на картинах. Затем он рассказывает о тундре, людях, живущих на Севере.
На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень – очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину, он дает ему мясо и теплую шерсть. Оленеводы пасут стадо оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох ягель.
На Ямале живут люди, которые заняты на добыче газа, – газодобытчики. Они добывают для страны газ, который необходим людям.
Рассматривание картины, изображающей труд оленеводов и газодобытчиков.
Вместе с детьми оформить выставку творческих работ – «Мой папа – газодобытчик».
Обсуждение работ.
Конспект занятия «На Ямале мы живем» («Жизнь детей на Севере»)
Программное содержание. Расширять знания об особенностях народно-прикладного искусства народов Севера (особенности хантыйского и ненецкого орнамента), особенностях одежды северных народов (малица, ягушка).
Расширить представления детей о нашей стране. Воспитывать у них интерес к своей Родине, дружеские чувства к детям, которые живут на Севере, желание больше узнать об их жизни. Развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя.
Материал к занятию. Кукла в национальном северном костюме, картина «Дети Севера», узоры северной земли.
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол флажок, изображающий флажок России и флажок ЯНАО, и начинает занятие:
– Сегодня я вам буду рассказывать о нашй большой стране – России. Но сначала обратите внимание – к нам в гости пришла на занятие девочка. Посмотрите, как она одета? Догадайтесь, откуда она приехала? Дети рассматривают куклу в национальном (ненецком) костюме.
Воспитатель задает следующие вопросы:
– Почему вы думаете, что она живет на Севере? Что вы знаете о тундре? (Дети рассказывают.) Педагог обобщает высказывания детей:
– Эту девочку зовут Окся. Она живет на Севере, в тундре. Она приехала к нам в гости. Окся одета в теплую одежду, потому что на Севере очень холодно, долгая зима и короткое лето. Давайте посмотрим картину, на которой нарисовано, как живут дети ненцев на Севере. Картина называется «Дети Севера».
Дети рассматривают картину (дать время хорошо рассмотреть картину).
– На картине нарисовано катание детей на оленях. Быстро мчатся олени по глубокому снегу, детям немного страшно, но их поддерживает воспитательница. Большое удовольствие – прокатиться на оленях!
Эти веселые дети – ненцы. Они живут на полуострове Ямал – на Севере. Здесь холодная, длинная зима, но людям мороз не страшен: все тепло одеты в меховые шубы – малицы. На Севере в праздничные дни часто устраивают катание на оленях – проводится и праздник народов Севера.
Подойдите поближе, рассмотрите как следует оленей и расскажите о них: какие они? Какие у них рога? Почему вы думаете, что олени бегут быстро? Кто управляет оленями?
Выслушав ответы ребят, педагог предлагает им новые вопросы: Кто еще нарисован на картине? Что делают? (Дети должны рассказать о группе людей, изображенных на переднем и заднем плане.)
А вам хотелось бы познакомиться с детьми-ненцами, покататься на оленях? (Впечатления детей, побывавших на празднике народов Севера.)
Затем воспитатель снова переключает внимание ребят на куклу, одетую в национальную ненецкую одежду. Дети уже более уверенно рассказывают, какой костюм у куклы. Почему она так одета.
Вторая часть
Аппликация (коллективная работа).
Дети украшают орнаментом «Узоры северной земли» малицу. Составляют композицию-панно на тему «Дети Севера».
Рассматривание выполненной композиции.
Конспект занятия «Мой дом – Ямал»
Цель: закрепить представления детей о родном крае, о животном мире. Развивать творческое мышление, речь, любознательность. Воспитывать чувство любви к родному краю.
Методические приемы: вопросы, загадки, задания.
Материал: карта России, карта – схема ЯНАО, разрезные картинки с изображением животных Севера.
Ход занятия: Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите, потому что здесь наш дом. Мы на Севере живем!
Вопрос:
– Как называется край, в котором мы живем?
Ответ детей.
(Наш округ называется Ямало-Ненецкий автономный округ.)
Вопрос:
– Как называется столица края?
Ответ детей.
(Салехард.)
Вопрос:
– Как называется город, в котором мы живем?
Ответ детей.
(Город, в котором мы живем, – Новый Уренгой. Есть разные значения этого названия. Легенда народов ханты гласит: «Однажды дочь Солнца опустилась на холм, превратилась в кошку и пробежалась под землей, хвостом разрезав ее. В том месте течет река Пур. А место, где она опустилась на землю, назвали ее именем «Уренгой – дочь Солнца». А с ненецкого переводится это слово по-разному: «гнилое место», «лысый холм», «место, затопляемое талыми водами».)
А тундра наша хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим,
Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце словно бисер.
Вопрос:
– Что вы знаете о тундре?
Ответ детей.
(В тундре царство вечной мерзлоты. Поэтому в тундре растут не большие деревья, а только кустарники и маленькие деревья – ива, карликовая береза.
В тундре много рек, озер, болот. Зима длинная и холодная. Зимой солнце почти не появляется, и поэтому стоит полярная ночь. Летом – наоборот: солнце не прячется, и стоит полярный день. Лето в тундре короткое, но очень красивое от разнообразия красок. В это время много комаров, мошки.)
Вопрос:
– А кто живет в тундре?
Ответ детей.
(Северный олень, песец, лемминг, полярная сова.)
Отгадайте загадки:
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты.
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвет. (Олень)
Этот мишка – черный нос
Любит зиму и мороз.
Ну а летом ищет тень
И купается весь день. (Белый медведь)
Всю ночь летает,
Леммингов себе добывает
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубке белой.
Шубкою гордится –
Младший брат лисицы. (Песец)
У него есть клыки,
У него есть усы.
А клыки – некоротки,
А усы его густы.
Не боится холодов,
Плавает в морях средь льдов. (Морж)
Предлагается детям расселить животных на карте ЯНАО. (объясняется задание)
Ребенок выбирает себе животное, складывает разрезную картинку, называет, кто получился на картинке, и вешает на карту.
Словесная игра «Что было бы, если бы...»
Сова
Что было бы, если бы у совы не было крыльев? Что было бы, если бы у совы не было больших глаз?
Белый медведь
Если бы у медведя не было бы теплой шерсти. Если бы его шерсть была черной?
Олень
Что было бы, если бы у оленя не было крепких рогов и копыт?
Морж
Что было бы, если бы у моржей не было такой толстой кожи и большого слоя жира? Если бы не было клыков?
Песец
Что было бы, если бы песец и зимой оставался рыжевато-золотистым?
Выслушиваются ответы детей, дополняются педагогом.
В конце за хорошую работу на занятии дарятся куклы-сувениры.
Ваша корзина пуста