ISSN 1997-9657
       

Трагетон Арне. Творческое письмо на компьютере и игровое обучение

№5 2010 Трагетон Арне. Творческое письмо на компьютере и игровое обучение
Фрагмент статьи

Новый национальный учебный план Норвегии определяет творческую деятельность, игру и труд как главные методы неформального обучения детей 6–10-летнего возраста. Это не означает, что игра должна быть неконтролируема – педагог должен создать хорошую основу и соответствующий климат для структурированной игры или игры, ориентированной на обучение. Норвежский учебный план обучения языку вдохновил и повлиял на дидактические исследования творческого письма, которое тесно связывают с чтением.

В течение двадцати лет мой подход оттачивался в норвежской начальной школе. На него оказали влияние методические разработки чикагской школы-лаборатории, опыт проведения интегрированного дня в начальных школах Англии, идеи множественности интеллекта Г. Гарднера. Важно, чтобы дети представляли события различными выразительными средствами: конструктивной игрой, драматизацией, рисунком, письмом, чтением и математическими дейст­виями, которые позволяют увидеть одно и то же явление с разных сторон.

С моей точки зрения, письмо от руки является недостаточным и не всегда целесообразным инструментом развития для маленьких детей. После компьютерной революции ситуация изменилась – можно играть даже с буквами!

Почему компьютер?

Компьютерная революция радикально изменила общество за последние 30 лет. Наряду с телевизором и видео компьютер стал обычным предметом домашнего обихода для 70–90% шестилеток Норвегии (в Норвегии школьное обучение начинается с шести лет). Хотя дети начинают играть в компьютерные игры еще до школы, компьютерное обучение до сих пор играет незначительную роль в норвежских школах. Последние годы министерство образования Норвегии затрачивает значительные средства и обучает педагогов использованию в работе компьютерных технологий. В 1997 го­ду на один компьютер в начальной школе приходилось 30 учеников, в 1999 году – 15.

Компьютерное обучение широко применяется в старшей школе и университетах. Большинство инновационных проектов в области информационно-коммуникационных технологий используют традиционный взгляд на обучение, когда учитель контролирует ученика. Однако даже простой текстовый редактор может стать программой, в которой ученик управляет процессом. Текстовый процессор представляет собой мощный инструмент для развития самостоятельного мышления ребенка.

В настоящее время именно компьютерное письмо доминирует в целом ряде профессий и в бытовом общении. Если дома и в обществе вне школы используется компьютер, то почему 6-летний ребенок не должен пользоваться печатными текстами, а писать все от руки? Для 6–7 летних детей, как показывает практика, письмо от руки – очень трудный, скучный и тяжелый процесс. Одной из причин этого является недостаточное развитие мелкой моторики, особенно у мальчиков. Занимаясь на компьютере, дети могут сконцентрироваться на содержании своих письменных сообщений, а не на форме письма. С помощью компьютера они имеют возможность учиться говорить, слушать, обсуждать, писать, читать истории.

Перед нами стояло два основных вопроса: как использовать письмо на компьютере в изучении языка в начальной школе и приведет ли письмо на компьютере в 1-м и 2-м классе (в ущерб письму от руки) в 3-м классе к лучшему знанию норвежского языка.

Ранние исследования

Несмотря на 30-летний опыт применения компьютерных инноваций в школе, существует относительно немного оценок их влияния на развитие детей. Исследователи призывали педагогов не использовать компьютеры исключительно для подготовки дидактических материалов как банальные электронные книги и бессмысленные электронные таблицы. «Педагогические пакеты программ» критикуются за их старомодность, представленную потребителю в новой электронной обертке. Результаты, полученные группой исследователей и опубликованные в журнале Observer за 2000 год, говорят о том, что пакеты программ с компьютерными играми и компакт-дисками для маленьких детей разрушают творческий потенциал. Например, в США терапевты констатируют появление синдрома «нажать и увидеть», когда кабельное телевидение с огромным количеством каналов вызывает потребность перехода с одного канала на другой и тем самым разрушает концентрацию внимания детей. Врачи рекомендуют воздер­жаться от постоянного использования телевидения и компьютеров до 8 лет. Несмотря на это, компьютерные программы для детей обретают все большую популярность, хотя критериев оценок последствий обучения на компьютерах совсем немного. Большая часть исследований спонсируется крупными компаниями – производителями мультимедийных продуктов. В результате психология потребителя приводит к тому, что ребенок уже не может обходиться в школе без компьютера. Наиболее серьезной проблемой является и то, что огромные инвестиции в компьютеры приводят к сокращению финансирования таких областей, как искусство, развитие детских библиотек и др.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.