ISSN 1997-9657
       

Погодина С.B. Творческое становление ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с искусством

Фрагмент статьи

Значительная роль, которую играет искусство в жизни общества, побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка-дошкольника. Практики оценивают искусство как сложное явление, не всегда доступное детям дошкольного возраста и потому требующее адаптации и упрощения. Но упрощение, связанное с исключением множества произведений искусства из сферы жизнедеятельности дошкольников, является не только педагогически не целесообразным, но и эстетически бесполезным.

Доступность произведений сопряжена, прежде всего, с их формой преподнесения детям, с задачами ознакомления. Многие виды искусства (архитектура, дизайн, скульптура, графика) раскрываются малышам фрагментарно, бессистемно, что не позволяет сформировать у них целостную художественно-образную картину мира, находящую эстетический отклик. Во всем этом явлении есть серьезная проблема: без взрослого ребенку трудно самостоятельно определить выразительную сторону того или иного произведения, но если взрослый сам недостаточно подготовлен к проведению такого рода мероприятий, то результат оказывается плачевным.

Во-первых, у дошкольников складывается ошибочное представление об искусстве, поскольку восприятие его как совокупности произведений, различных по виду, жанру и характеру, приводит к искажению его сути и структуры. Во-вторых, содержательная сторона в процессе изучения уподобляется схеме: как называется произведение, кто написал, что изображено. В итоге не раскрывается и малая доля того, что в образе содержится. Остаются невостребованными такие аспекты, как влияние выразительных средств на раскрытие содержания произведения, взаимодействие композиционных закономерностей при построении художест­венной структуры образа, подчинение формы замыслу и т. д. При грамотном определении педагогом характера, формы беседы об искусстве обогащается познавательно-эстетический и изобразительный опыт дошкольников. Умение видеть связи между компонентами в художественном произведении используется ребенком и при создании своего образа в ходе творче­ской деятельности.

Зачастую мы, взрослые, раскрываем искусство с рациональной точки зрения, забывая об особенностях восприятия мира детьми. Было бы несправедливо и педагогически неверно исключить эмоциональную оценку как начальное звено любого анализа. Именно на ее основе рассматриваются вопросы содержания, технического воплощения, художественной выразительности конкретного произведения искусства (любого вида и жанра). И в этом случае важно учитывать тот факт, что в искусстве существует явление интеграции (содержательной, образной, технической), на основе которой возникают смежные жанры. Например, изображение императора можно отнести к портрету и к историческому жанру. В анализе таких произведений все зависит от акцента, который поставлен зрителем.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.