Идеология творчества
Самое общее определение творчества следующее: творчество – создание нового.
Несмотря на то, что большинстве программ детских дошкольных учреждений заявляет, что развитие творческих способностей является одной из главных целей, надо понимать, что развивать творческие способности имеет смысл только в том случае, если мы придерживаемся одной из двух жизненных установок (или обеих сразу):
Эти установки не только не являются всеобщими, но есть подозрение, что вообще разделяются даже и не большинством населения (включая и воспитателей детских садов). Если у нас нормальная, устоявшаяся, хорошая (именно хорошая!) жизнь, то хочется ли ее менять? Ведь при изменении всегда есть шанс, что чтото сломается, непоправимо изменится и уйдет нечто важное и главное, что терять не хотелось бы. Если я умею хорошо что-либо делать (на работе, на сковороде), то зачем добавлять сюда что-то еще? И в окружающем мире: уверены ли мы, что нам нравится, что в нем какието вещи меняются? Что любимый певец запел в другом стиле? Что изменилось название привычной станции метро или магазин за углом стал продавать другие товары? Не хотелось ли бы нам, чтобы все (или большая часть) оставалось привычным и неизменным?
Отвечать на эти вопросы нужно не абстрактно (ну, конечно, что-то меняется! – или: что-то меняется – хорошо, что-то – плохо), а конкретно. И только в том случае, если мы понимаем, что нам нравится все время менять как можно больше (не все, разумеется) из привычного, или мы считаем, что жизнь нормального человека заключается в том, чтобы быстро принимать происходящие вокруг изменения, тогда мы можем и начинать разрабатывать программу развития творчества, в том числе и у дошкольников.
Творчество в ряду других понятий
Творчество – это отдельное понятие, которое не сводится к другим, хотя может с ними и пересекаться.
Так, занятия искусством не всегда являются развитием или проявлением творчества. Искусство и творчество – пересекающиеся сферы, но не идентичные. Даже на уровне здравого смысла мы понимаем, что не всякая игра на балалайке будет творчеством, не всякая песня группы «Фабрика» будет творчеством (никакая песня группы «Фабрика» не будет творчеством), сценарий пятьсот девяносто седьмой серии «Дома-2» не будет творчеством и не будит творчества (равно как и первой серии) – хотя формально и игра на музыкальных инструментах, и пение, и сценарное дело относятся к сфере занятий искусством.
И красота не является синонимом творчества. Творчество – создание нового. Это новое очень часто бывает красиво (или вызывает более тонкие, более нюансированные, но все-таки положительные эстетические эмоции). Но новое может быть и безобразным, и даже отвратительным. И не все, что красиво (например, дом, картина, женская внешность), обязательно будет творческим. И добро – не обязательное следствие творчества. Создание нового, разумеется, может принести и вред, поэтому развитие творческих способностей не является такой уж абсолютно ценной деятельностью. Оно может идти вразрез с другими нашими ценностями. Например, мы можем поощрять рисование детьми некрасивых, неэстетичных рисунков и исполнение какофонической музыки, если в этом развивается творчество.
То есть понятие творчества у каждого человека включено в иерархию других понятий, и поэтому в работе с ребенком мы часто должны выбирать – поощрять у ребенка то же творчест во или стремление к красоте, например. Если для нас творчество главная ценность (как, например, была для русского православного философа Николая Бердяева, который считал, что без творчества не будет ни настоящей красоты, ни истинной религии, ни доброй семейной жизни), то ответ один; если же творчество – хорошая способность, но не главная, то и по другому выстраивается поведение с детьми на занятиях.
Универсальный характер творческих способностей
Следующий важный момент заключается в универсальности творческих способностей. Равно как и любых других способностей.Если мы говорим, что человек обладает какой-то способностью (а не узкопрофильным техническим навыком), то это означает, что применять ее он может везде, а не только на том материале, на котором его этому обучили. Если у ученика на уроках математики действительно сформировались аналитические способности, то они будут проявляться у него не только при решении тригонометрических задач, но и при урегулировании конфликтов с родителями. Когда мы говорим об универсальности творчества, то подразумеваем две противоположные, но единые вещи:
Творчество – это не только работа ученого, художника, или, например, успешного домашнего кулинара. Можно творчески смотреть телевизор (и «Дом-2», кстати). Можно творчески разговаривать. Можно творчески еженедельно ходить в тренажерный зал. Это все не обязательно делать, но если есть такое желание или необходимость, то любую деятельность можно сделать творческой. И отсюда следствие: значит, и развивать творческие способности можно в абсолютно деятельности.
Соответственно, вторая сторона – если перед нами музыкант (и даже композитор, и даже сочиняющий симфоническую музыку) или ученый (и даже лауреат Нобелевской премии), то совершенно не обязательно, что они занимаются творчеством, проявляют творческие способности – и даже не обязательно, что когда-либо это делали. Наличие программы и регулярных занятий «творческой деятельностью» с детьми (лепкой, рисованием, музыкой и т. п.) не дает не то что гарантии, а даже и более-менее уверенного пред положения, что здесь происходит развитие творче ских способностей детей. Для этого надо анализировать то, что происходит с детьми на занятии (не просто, что происходит на занятии, а что происходит с детьми).
И еще раз повторимся (еще и еще раз!) – творчество не является единственной ценностью и даже для многих не является главной ценностью, поэтому если мы научили детей музицировать или создавать прекрасные аппликации – то это уже здорово и замечательно. Просто есть еще одна возможная ценность – творчество, и если мы хотим, чтобы она была у детей, то нужно понимать, что занятия искусст вом – не гарантия ее появления.
«Новое» – это идея
Теперь главный и принципиальный вопрос – что такое «новое»?
Новое – это то, чего не было. Но это не значит «еще одно». Не было в комнате табуретки, принесли – поставили. И ничего нового при этом не возникло. Если бы мы признали, что создание любой вещи – это создание нового и, значит, творчество, то из этого следовало бы, что все, что бы мы ни делали, является творческим действием. Я поднял правую руку. А теперь левую – новое. А теперь опять правую (и ведь, разумеется, не так, как до того, – абсолютно повторить предыдущее действие невозможно) – это все творчество? Сколотил восьмую табуретку – восьмикратный творец, просто демиург табуреток какой-то. Понятно, что при таком понимании, когда творчеством является все, необходимость в этом понятии отпадает. Во-первых, вместо него мы просто употребляем слово «сделал» – и все, и не нужно красиво-загадочное «сотворил». Это – делатель табуреток, а не творец табуреток. И, во-вторых, любое понятие – это разделение. Если есть что-то творческое, то, значит, есть обязательно много чего нетворческого.
Создать новое – это всегда создать идею. Идею того, что еще не существовало. Новое часто легко определить: когда появляется дейст вительно новое, у нас чаще всего нет слова, которым это можно назвать. Сделали мы табуретку, поставили в комнате; заходит Никифор, ударяется об нее, спрашивает: «А что это ты тут табуретки расставил». Значит, ничего нового мы не придумали. А вот когда Никифор зайдет и спросит: «Оппа! А это еще что такое?!» – есть шанс, что мы действительно придумали нечто новое. И значит – совершили творческий акт.
Техника обнаружения творчества
Новое всегда оценивается по отношению к старому. То есть, чтобы понять, новое ли это (и, соответственно, произошло ли творчество), надо знать, что было раньше. И поэтому очень важно понимать тот масштаб, в котором мы определяем это новое.
Возьмем для примера творчество Шишкина. Является ли оно творчеством? Вначале выбираем объект и масштаб. Берем его самую первую картину, где он прекрасно изобразил елко-сосновый лес, и спрашиваем: «Для живописи Шишкина это новое?» Да, это же первая такая картина. Это творчество – когда мы отвечаем на вопрос про данную картину в заданном отношении. Теперь берем вторую картину Шишкина и спрашиваем: «Для живописи Шишкина это новое?» Нет, он уже шишки-палки рисовал. При этом мы не забываем, что новое – это не «еще одно». Да, еще одна великолепная картина нарисована. Но ничего нового в этом нет, деревья рисовал, холст грунтовал, краски накладывал. Так что здесь творческих способностей Шишкин не применял, а мастерски использовал замечательную живописную технику. Меняем объект и масштаб: «А живопись Шишкина по отношению к русской живописи является творческой?» Да, однозначно, так до него не рисовали. Поэтому и первая, и вторая, и последняя картины Шишкина, взятые по отдельности, являются творческими. Оставляем объект, меняем масштаб: «А живопись Шишкина по отношению к европей ской живописи является творческой?» Нет – ни последняя картина, ни вторая, ни даже первая. Потому что выпускник любой художественной академии, хоть в Париже, хоть в Вене, хоть где, такие картины (прекрасные пейзажи простой природы без людей) мог рисовать – и рисовал.
Обычно после этого возникают два вопроса: «Так что же, «Мона Лиза» – не твор чество?» И: «Так что же: «Черный квадрат» – творчество?» Так как схема задана, то над этим вопросами можно размышлять самостоятельно – это домашнее задание.
Теперь возвращаемся к ребенку. Если ребенок сделал (то есть придумал) что-то новое, чего никогда не делал, не видел у других, не слышал и о чем даже не догадывался, то это, разумеется, творчество. Творчество, когда мы оцениваем его индивидуальную жизнь, его развитие. Но для взрослого это детское открытие очень часто творческим не будет, потому что эти открытия воспитатель видит регулярно. Значит, воспитатель может радоваться за ребенка и считать его творческим (по отношению к его собственному развитию) – и должен радоваться, и должен поощрять, но не обязан вести плоды его трудов в Третьяковскую галерею и даже предлагать родителям срочно отдавать ребенка в художественную школу, чтобы там у него навсегда отбили охоту к раскрашиванию белых поверхностей. Но при этом, если целью является развитие творческих способностей ребенка, единственным существенным масштабом является его собственная жизнь. И диагностические критерии: 1) раньше никогда не делал и 2) придумал сам.
Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».
Ваша корзина пуста