ISSN 1997-9657
       

Воронина Т.В., Стеценко И.Б. Учимся думать

Фрагмент статьи

Перевод И. Б. Шиян

Представляете себе школу без отметок? Фантастика! «Вот бы в такой поучить­ся!» – мечтают сегодняшние школьники. «А получится ли из этого что-то толковое?» – спрашивают родители. «Если бы мы так учились, то ходили бы в школу с удовольствием», – вздохнут студенты (вчерашние школьники). «Да разве можно так учить?» – спросят некоторые учителя, а другие мечтают: «Вот была бы у меня такая возможность!»

Так может ли быть школа без отметок? Может! И если очень захотеть, такую школу – школу развивающего обучения можно открыть в любом городе, районном центре, деревне…

Трудно? Еще бы. Ответственно? Конечно! Хлопотно? Не без этого! Но все усилия не будут напрасными, если вы будете работать вдохновенно, творчески, с любовью, будете постоянно учиться вместе с детьми.

Вот уже 7 лет работает УВК детский сад-школа «Дзв?ночок» («Колокольчик») развивающего обучения во Львове – обычный педагогический коллектив в обычном дет­ском саду-школе. Только в обычном ли? Здесь нет евроремонта, роскошной мебели и дорогих игрушек... Но сразу видны находки, любовно созданные неутомимыми на выдумки педагогами, единственная привилегия которых – работа до седьмого пота. А вопрос об отметках вызывает здесь удивление: «Разве можно ставить отметки за развитие?» И дети ходят в «Дзв?ночок» с удовольствием, а после выпуска, уже в основной школе, вспоминают и навещают свой садик. Как все начиналось? Каков «Дзв?ночок» сегодня? Каким будет завтра? Об этом наш разговор с директором УВК детский сад-школа «Дзв?ночок» развивающего обучения Богданной Юрченко и воспитателем-методистом этого учреждения Наталией Малой.

– Расскажите, пожалуйста, об УВК дет­ский сад-школа «Дзв?ночок». Как вы начинали работать над программой? Как нашли авторов?

– День рождения УВК детский сад-школа «Дзв?ночок» развивающего обучения 31 августа 2000 г. До этого момента в Лычаковском районе Львова работало ДОУ № 4 «Ромашка». В то время обстоятельства складывались так, что детские сады посещало все меньше и меньше детей. Начали закрываться группы, садики. Перед педагогическими коллективами возникла проблема наполняемости групп. Такая же проблема возникла и в нашем садике, тем более что в соседнем – начали работу детские группы по программе Step by step. Конечно, родители не знали, чем отличается традиционная украинская программа от программы Step by step. Но они точно знали, что там какие-то особые «американские» программы, улучшенное питание и т. п. И родители настойчиво разыскивали для своих чад садик с подобными группами.

Открывать в своем саду группы по программе Step by step не имело никакого смысла. Тогда мы и начали разыскивать что-то свое и интересное. В ноябре 1996 г. нас пригласили на семинар, который проводил авторский коллектив ученых под руководством профессора Николая Евгеньевича Вераксы (г. Моск­ва). На этом семинаре мы впервые услышали о развивающем обучении, о создании экспериментальной площадки для апробации программы «Вчимося думати» («Учимся думать»). Так мы и попали в эксперимент. Сначала были проведены теоретические исследования, а мы вошли в эксперимент во время проведения апробации, в которой приняли участие пять детских садов Львова: №№ 4, 51, 69, 123 и детский сад села Жвирка Сокальского района Львовской области. К сожалению, не все педагогические коллективы перечисленных детских садов остались в эксперименте. Сегодня работой по программе «Вчимося думати» занимаются только УВК дет­ский сад-школа «Дзв?ночок», детский сад № 69 и комплекс школа-сад «Один, два, три».

К нам приезжали авторы программы «Вчимося думати». В Москве у них есть целый комплекс: детский сад и средняя школа. Нам прочитали курс лекций о развивающем обучении. Ученые из Москвы привезли экземпляры пяти разделов программы: «Биология», «Физика», «История и истории», «Сказка» и «Превращения». Мы их адаптировали, переводили на украинский язык, учились по ним работать.

Полный текст интервью читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.