ISSN 1997-9657
       

Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы

Аннотация

В статье представлены результаты историко-теоретического исследования проблемы изучения воспитателем ребенка на примере анализа процесса формирования представлений о его специфике в отечественной психолого-педагогической науке. Цель исследования – выявление стратегии изучения воспитателем ребенка с помощью метода наблюдения и сравнение форм фиксации его результатов. Анализ осуществлен от дневника воспитателя, разработанного научным коллективом под руководством О.М. Дьяченко, до карт развития к современным образовательным программам дошкольного образования («Истоки», «От рождения до школы», «Мир открытий» и др.). Основным методом исследования выступил проблемологический анализ, позволивший определить цели и задачи применения воспитателем дневников и карт развития ребенка как средства фиксации и анализа результатов его изучения с помощью наблюдения, принципы построения и выбора показателей развития ребенка для дневников и карт, способы их заполнения, анализа и интерпретации данных. Были выделены направления совершенствования практики разработки, применения и анализа воспитателем дневников и карт развития ребенка в процессе его изучения. Рассмотрены условия эффективного взаимодействия воспитателя, психолога и других специалистов в процессе реализации стратегии изучения ребенка и при постановке задач дальнейшей работы с ним. Сформулированы задачи развития профессиональных компетенций воспитателя в области педагогической диагностики дошкольника.

Фрагмент статьи

Наблюдение как главная стратегия изучения воспитателем дошкольника, требования к ее реализации

Своеобразие дошкольного детства, образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), творческий, исследовательский характер педагогической деятельности воспитателя ставят задачу изучения педагогом дошкольника. Исследователи прошлого настаивали на единстве изучения и воспитания ребенка, поскольку такое изучение составляет первый этап в осуществлении образовательной деятельности, педагогического общения воспитателя с детьми, выступает условием развития ребенка, а потому соотносится с целями воспитания и организации педагогического процесса (Е.А. Аркин, М.Я. Басов, А.П. Болтунов, П.Ф. Каптерев, В.П. Кащенко, К.Н. Корнилов, П.Ф. Лесгафт, А.А. Люб­лин­ская, С.С. Моложавый, И.А. Сикорский, А.И. Си­мо­нович, М.Х. Свентицкая, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева и др.). Так, А.А. Люблинская считала, что интерес воспитателя к внутреннему миру ребенка, его изучение как первый этап в воспитании поможет педагогу выбирать наиболее эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка. Она разъясняла важность и сущность изучения дошкольника: «Изучение детей в их развитии является первым условием обдуманного и рационального планирования воспитателем своей дальнейшей работы с группой и с каждым ребенком…» (Люблинская А.А., 1962. С. 266).

Несмотря на понимание педагогами актуальности изучения ребенка, реализация стратегии его изучения на практике сталкивается с серьезными затруднениями. Одно из них – выбор педагогом адекватных средств изучения ребенка, а также фиксации и анализа его результатов. Решение этой проблемы в истории отечественной детской психологии направлялось по пути разработки метода объективного внешнего, регулярного, систематического, планомерного наблюдения за детьми в форме ведения дневников от первых программ наблюдения (П.Ф. Каптерев, А.Н. Лазурский, Н.Н. Ланге и др.) до разработки методики психологических наблюдений воспитателя за детьми (М.Я. Басов) и современных стандартизированных карт развития ребенка для образовательных программ.

Список литературы

1. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 10-17.
2. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
3. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации / Автор-сост. Н.В. Ве­рещагина. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 16 с.
4. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Международный образовательный и психологический колледж. – 1996. – Вып. 1. – 52 с.; Вып. 2. – 56 с.
5. Зотова Н.С., Лазарева И.В., Чернова Н.М. Карта индивидуального развития ребенка. Пособие для педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 44 с.
6. Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет: методическое пособие / Ю.В. Карпова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 440 с.
7. Карты развития детей от 3 до 7 лет / Автор-сост. Е.Ю. Мишняева. – М.: Национальное образование, 2016. – 112 с.
8. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во ЧеРо, 2001. – 256 с.
9. Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1962. – 279 с.
10. Мельникова О.И., Хорошилов Д.А. Уров­ни анализа данных качественного исследования // Вопросы психологии – 2010. – №3. – C. 12-19.
11. Михайлова-Свирская Л.В. Педагогиче­ское наблюдение: пособие для педагогов ДОО –
М.: Просвещение, 2016. – 127 с.
12. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5–6 лет в группе детского сада / Н.В. Верещагина. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 16 с.
13. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2016. – 264 с.
14. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 96 с.
15. Поштарева Т. «Паспорт сопровождения» ребенка в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 93–96.
16. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Нормативно-методические материалы // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. – М., 2014. – № 1 (6). – С. 20–39.
17. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» / Науч. рук. Л.А. Парамонова. – М.: Сфера, 2015. – 96 с.
18. Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Диагно­стические компетенции в структуре педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Мир образования – Образование в мире. – 2014. – №1. – С. 224–233.
19. Файзуллаева Е.Д. Дневник индивидуального развития ребенка как инструмент индивидуализации воспитательно-образовательного процесса // Детский сад от А до Я. – 2014. – №6. – С. 35–49.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дневник воспитателя, карты развития, проблемологический анализ, профессиональные компетенции, педагогическая диагностика