ISSN 1997-9657
       

Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка

№3 2018 Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка-дошкольника. Цель проведенного исследования – разработка модели аналитической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации.

Методы. Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы, представления о рефлексивно-оценочной деятельности педагога, о практических целях психодиагностики детей дошкольного возраста, схема анализа возраста в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, принципы организации объективного психологического исследования, разработанные С.Л. Рубинштейном, а методами исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование этапов аналитической деятельности воспитателя, осуществляемой в процессе изучения дошкольника, и средств контроля за эффективностью протекания этой деятельности.

Результаты. Результатом исследования явилось построение структурно-функциональной критериальной модели аналитической деятельности воспитателя, направленной на оценку процесса и результата изучения ребенка. Модель содержит два взаимосвязанных блока: содержательно-процессуальный и операционально-технический, т.е. ее структура ориентирована на представление о процессах контроля и оценки за ходом изучения ребенка. Содержательно-процессуальный блок включает описание критериев для оценки данных о ребенке, выстроенных по этапам изучения: 1) позиция воспитателя во взаимодействии с ребенком; 2) целостность возрастно-психологического портрета; 3) качество выводов, прогноза дальнейшего развития ребенка, педагогических рекомендаций; 4) язык описания возрастно-психологического портрета. Операционально-технический блок содержит способы оценки информации о ребенке в соответствии с содержанием предложенных критериев: сравнение информации с критерием, уточнение ее соответствия определенному критерию, отнесение к одному из трех уровней этого соответствия.

Вывод. Модель позволяет воспитателю оценить как эффективность каждого из этапов изучения в отдельности, так и процесса в целом, а также составить на основе всех полученных результатов целостный возрастно-психологический портрет дошкольника.

Фрагмент статьи

Целостный подход в изучении психического развития ребенка

Проблема изучения ребенка воспитателем до сих пор остается актуальной, поскольку знание его особенностей, обеспечивая эффективность педагогической деятельности, выступает условием развития малыша. Одним из важных аспектов изучения является оценка воспитателем полученных о ребенке данных, их соответствие научным представлениям о развитии дошкольника. Заметим, что для воспитателя более важными оказываются практические задачи изучения ребенка, а не собственно научные, не задачи консультативной или психотерапевтической помощи. Эти задачи были поставлены в теории психодиагностики детского возраста Л.С.Выготским. Он указывал, что необходимо отойти от симптоматического описания, которое «ограничивается констатированием определенных особенностей или симптомов, и на основании этого непосредственно строить практические выводы» к типологическому, имеющему целью «вскрыть пути, по которым развитие пойдет в дальнейшем, мы должны стремиться к определению того или иного типа развития…» (Выготский, 2003. С. 435, 437). Развивая идеи Л.С. Выготского о психодиагностике, Д.Б. Эльконин сформулировал одну из ее задач в период детства. Это – контроль динамики психического развития детей и коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, а также установление оптимального направления развития детей, обнаруживающих особые способности (Эльконин, 1989. С. 299).

На практическом характере целей изучения педагогом ребенка, в отличие от научного, настаивал Л.А. Венгер, указывая, что изучение детей – это одна из важнейших сторон работы воспитателя, ведь знание общего уровня их развития необходимо для успешного их обучения и развития, а знание индивидуальных особенностей ребенка – для обеспечения индивидуального подхода. Такой подход «позволяет учесть эти особенности, способствовать развитию всех лучших черт ребенка и устранять вовремя намечающиеся отрицательные черты» (Венгер, 1977. С. 41).

Список литературы

1. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя. – Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2000. – 16 с.
2. Басов М.Я. Избранные психологиче­ские произведения. – М.: Педагогика, 1975. –
432 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. – 2-е изд. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
4. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 480 с.
5. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
6. Венгер Л.А. Характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. – 1977. – №5. – С. 40–46.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 512 с.
9. Знаков В.В. Три традиции психологических исследований – три типа понимания // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 14–23.
10. Зубрицкая Е.М., Куликова А.А. Проблемы составления психолого-педагогических характеристик учащихся у студентов педагогического вуза // Психологические науки: Сборник научных статей. – Вып. I. – Мурманск: МГПИ, 2001. – С. 79–85.
11. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт.-сост. В.Г. Маралов. – М.: АРКТИ, 2009. – 136 с.
12. Квале С. Исследовательское интер-вью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
13. Костромина С.Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – №4(12). URL:http://psystady.ru
14. Пичугина В.К., Сериков В.В. Гума­нитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 19–29.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1976. –416 с.
17. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб.: Речь, 2006. – 280 с.
18. Справочник практического психолога. Психодиагностика. / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
19. Фокина А.В. Как разработать психологические рекомендации // Справочник педагога-психолога. – 2016. – №5. – С. 31–39.
20. Хиггинс Р. Методы анализа клинических случаев: Руководство для начинающих психотерапевтов / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 168 с. (Мастер-класс)
21. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – 388 с.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
23. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

психологический портрет дошкольника, модель аналитической деятельности воспитателя