ISSN 1997-9657
       

Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем

№4 2021 Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н.  Проблема оценки процесса и результата понимания  ребенка воспитателем
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем дошкольной образовательной организации. Цель исследования – разработка и начальная апробация алгоритма самоанализа и экспертной оценки понимания малыша педагогом как практического инструмента для преодоления трудностей во взаимодействии с воспитанником и планировании образовательной деятельности с ним.

Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы к рассмотрению деятельности воспитателя по познанию дошкольника, качественный (идеографический) и субъективный подходы к психодиагностике, а методами исследования – теоретиче­ский анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование этапов деятельности по пониманию ребенка и средств контроля ее эффективности.

В результате исследования разработан поэтапный алгоритм анализа понимания воспитателем ребенка. На первом этапе педагог отвечает на вопросы, составленные по форме нестандартизированного самоотчета для рефлексии образа дошкольника в образовательной деятельности. Последовательность вопросов выстроена в следующей логике: выявление осознаваемых воспитателем особенностей ребенка, их сравнение между собой, а затем соотнесение со спецификой образовательной деятельности с малышом, постановка задач его дальнейшего понимания в профессионально-педагогической деятельности. На втором этапе эксперт оценивает ответы воспитателя, выявляя трудности в понимании ребенка и определяя направления совершенствования его профессиональной подготовки или методического сопровождения. Он анализирует ответы в аспектах, во-первых, проявления в них мыслительных операций социальной перцепции и операционально-технического компонента гностических компетенций; во-вторых, их соответствия критериям и показателям в содержании полученной о ребенке информации. На третьем этапе эксперт вместе с воспитателями обсуждают и анализируют их ответы для уточнения образа ребенка, внесения изменений в планирование образовательной деятельности с ним и определения направлений дальнейшего развития гностических компетенций педагогов.

Выводы. Трехэтапный алгоритм рефлексии и анализа образа ребенка, разработанный с учетом специфики понимания как уровня познания дошкольника, качественного и субъективного подходов к психодиагностике, может использоваться как один из инструментов совершенствования деятельности воспитателя по познанию ребенка.

Фрагмент статьи

Введение

Одним из важнейших аспектов профессионально-педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО) является познание ребенка. Оно осуществляется как система деятельности, имеющая структурно-уровневую организацию (уровни понимания и изучения), а соответственно компоненты: ценностно-смысловой (ценности и смыслы познания), технологический (стратегии и методы познания) и сквозной, контрольно-оценочный (контроль и оценка процесса и результата познания) (Урунтаева, Гошева, 2020). Последний компонент направлен на рефлексию воспитателем своей деятельности, которая «заключается в обнаружении и обретении целостности собственных знаний», в том числе и о ребенке (Фроловская, 2016. С. 33). Познание дошкольника воспитателем на уровне эмпирического понимания позволяет ему в процессе непосредственного взаимодействия с ребенком сформировать его образ, что обеспечивается гностическими компетенциями, изучаемыми в рамках исследования педагогической перцепции.

В последнее время фокус в исследовании проблемы понимания ребенка сместился в изучение влияния перцепции на ценностно-смысловую сферу педагога с помощью анализа деонтологического статуса педагогической профессии, т.е. требований к соблюдению профессиональных и этических норм по отношению к ребенку (Майсак, Шнейдер, 2016).

У педагогов встречаются профессиональные деформации и девиации в этической сфере, особенно часто возникающие на фоне развития синдрома эмоционального выгорания (Браун и др., 2019; Майсак, Ильин, 2019), который негативно изменяет и педагогическую перцепцию (Проничева, 2019).

На уровне понимания дошкольника развитие технологического и контрольно-оценочного компонентов деятельности познания осуществляется с помощью рефлексии и анализа, широко применяемых в профессиональной подготовке педагогов (Бехоева, 2017; Лосева и др., 2015; Шашок, 2019; Шиян и др., 2019). Формирование данных компонентов деятельности является не только одним из направлений профилактики эмоционального выгорания воспитателя, нарушений деонтологических требований к его профессиональной деятельности, но средством повышения качества дошкольного образования в аспекте достижения «образовательных ориентиров» ДОО, в которые включается понимание ребенка педагогом (Федосова, Хайдарпашич, 2019. С.15). Оценка понимания может осуществляться с помощью особого алгоритма. Он рассматривается как анализ воспитателем имеющегося у него образа ребенка, который он проводит, отвечая на специально разработанные вопросы, и определение экспертом сформированности у педагога технологического компонента деятельности по пониманию малыша.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлексивно-деятельностного подхода // Национальный психологический журнал. – 2017. – №1(25). – С. 56–63.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб: Речь, 2002. – 440 с.
3. Браун О.А., Аркузин М.Г., Аршинова Е.В., Билан М.А. Деформация свойств системы идентичности в процессе профессионального выгорания специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – Т. 21. – № 3. – С. 685–694. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-685-694.
4. Вербенец А.М. Проблемы и направления мониторинга достижений дошкольников в рамках освоения образовательной области «Художественное творчество» // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №4. – С. 62–81.
5. Кедич С.И., Парнюк Н.В., Ситников В.Л. Кросскультурные особенности социально-педагогической перцепции // В кн.: Социально-педагогическая перцепция в системе образования. Ситников В.Л., Регуш Л.А., Кедич, С.И., Комарова А.В., Парнюк Н.В., Казначеева Н.В., Карагашева М.В. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С.104–119.
6. Клыпа О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М. 1994. – 21 с.
7. Костромина С.Н. Особенности становления спе­циалиста как субъекта психодиагностической деятельности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – №4(12). URL: http: // psystady.ru (дата обращения 12.04.2021)
8. Лосева Н.А., Першина Т.В., Тимошина Е.И. Социально-перцептивная компетентность будущих магистров дошкольного образования в аспекте их личностного и профессионального саморазвития // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направления в условиях разноуровневой подготовки в университете. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 03 июня 2015 г. / Под ред. Р.А. Самофала. – Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та. – 2015. – С. 127–132.
9. Майсак Н.В., Ильин В.А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. – 2019. – №1. – Т.40. – С. 59–70.
10. Майсак Н.В., Шнейдер Л.Б. Проблема нормы в профессиях с деонтологическим статусом // Мир психологии. – 2016. – №4 (88). – С. 279–291.
11. Минина В.В. Проективный рисунок в гештальте (в метафоре животного). – СПб.: Речь, 2010. – 96 с.
12. Проничева М.М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания. [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2019. – №3. – С. 232–244. URL: https:/ https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n3/109400.shtml (дата обращения 01.11.2020) .
13. Рыжкова А.Н. Типичные ошибки при решении психодиагностических задач: Дис... канд. психол. наук. – М., 2010. – 193 с.
14. Сидорова В.В. Танец рисунка, голос линии, поэзия жизни. Интермодальная терапия экспрессивными искусствами. – М.: Генезис, 2018. – 620 с.
15. Сидорова В.В., Гарафеева А.Ю. Пластика тела и пластика глины; интермодальная терапия искусствами // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – №4. – С. 170–186.
16. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. – СПб.: Химиздат, 2001. –
288 с., ил.
17. Урунтаева Г.А, Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка // Современное дошкольное образование. – 2018. – №3 (85). – С. 12–23.
18. Урунтаева Г.А, Гошева Е.Н. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя. Монография. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 215 с.
19. Фроловская М.Н. Педагогическое образование в герменевтическом круге // Педагогика. – 2016. – №6. – С. 26–34.
20. Чуманова Е.И. Метафора как средство преобразования установки // Журнал практического психолога. – 2002. – №1. – С. 122–126.
21. Шашок В.Н. Развитие профессионального самосознания воспитателя дошкольного образования в контексте профессионально значимых личностных качеств // Зборнiк навуковых прац Акадэмii паслядыпломнай адукацьii. – 2019. – Т.17. – С. 372–386.
22. Шевцова И.В. Тренинг личностного рос-та. – СПб: Речь, 2003. – 144 с.
23. Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2019. – №4. – С. 14–35. DOI:10/24411|1997-9657-209-10049
24. Шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / И.Е. Федосова, М.Р. Хайдарпашич. – М.: Национальное образование, 2019. – 128 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

образ ребенка, понимание как уровень познания, этапы анализа процесса и результата понимания ребенка, мыслительные операции социальной перцепции, гностические компетенции воспитателя, качественный и субъективный подходы к психодиагностике