ISSN 1997-9657
       

Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Проблемные ситуации как средство педагогической диагностики воспитателем личности дошкольника

Аннотация

Поиск компактных и одновременно эффективных средств педагогической диагностики, легко вписывающихся в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации, приводит к обсуждению возможности использовать педагогические проблемные ситуации в качестве такого средства, поскольку эти ситуации содержат определенную социальную проблему, которую ребенок решает с помощью взрослого. Проблемные ситуации создают такие условия детской деятельности и общения, где необходимо дать анализ и/или оценку поведения других людей и своего поведения, а также выбрать стратегию собственного поведения с учетом его возможных последствий. Проблемные ситуации применяются в психодиагностике и близки к методу естественного эксперимента. По своей целевой направленности, содержательно-структурной организации (тема и вопросы), видам (иллюстративные, имитационные и реальные и др.), требованиям к их конструированию и этапам проведения педагогические и диагностические проблемные ситуации достаточно близки. Способ превращения педагогических проблемных ситуаций в диагностические предполагает следование логике диагностического процесса, соблюдения его этапов – проектировочного, содержательно-организационного, аналитико-результативного, прогностического.

Фрагмент статьи

Специфика проблемных ситуаций и сферы применения в педагогической диагностике

Интерес к проблеме педагогической диагностики существенно возрос в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), нацеливающего воспитателя при реализации образовательной программы на проведение оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Эта оценка направлена на познание ребенка как субъекта общения и различных видов деятельности, на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, прогнозирование его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей. Оценка развития ребенка необходима педагогу для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с конкретным ребенком или группой детей (ФГОС ДО, 2014). Определение педагогической диагностики через термин «оценка развития» вписывается в традицию качественного подхода к изучению психики ребенка, предполагающего исследование его индивидуальности с помощью нетестовых видов диагностических процедур (Ю.З. Гильбух; А.Н. Веракса; Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова и др.).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Авдулова Т.П. Диагностика различных аспектов социализации детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2011. – №4. – С. 5–23.
2. Андреева А.Д. О возрастных границах детского эгоцентризма // Психолог в детском саду. – 2011. – №4. – С. 24–40.
3. Антонова Е.А. Нравственное сознание и поведение дошкольников с ЗПР: Автореф. дис… канд. психол. наук. – СПб, 2012. – 20 с.
4. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольника в детском саду // Методические советы к программе «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С. 47–82.
5. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проек­тирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №5. – С. 38–47.
6. Белановская О.В. Диагностика способности дошкольника к распознаванию правды и лжи // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2011. – №3. – С. 66–69.
7. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с.
8. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Партнерство семьи и детского сада: новые горизонты // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №10. – С. 34–43.
9. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Автореф. дис. … д-ра психол. наук – Казань, 2009. – 40 с.
10. Павлюк О.И. Активные методы психологической подготовки студентов // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 76–83.
11. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5–8 лет / Авт.-сост. Н.В. Макарычева . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
13. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: Питер, 2007. – 652 с.
14. Севостьянова Е.О. Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий // Современные исследования социальных проблем. (Электронный журнал). – 2012. – №3 (11). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/ sisp.nkras.ru (дата обращения 10.01.16).
15. Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5–8 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
16. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2014. – №4. – С. 86–95.
17. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Гендерная специфика некоторых аспектов морального развития старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2015. – №5 – С. 37–49.
18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
19. Сомкова О.Н. Педагогический мониторинг в системе профессиональной деятельности воспитателя по развитию общения и речи дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №4. – С. 38–47.
20. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

педагогические проблемные ситуации, диагностические проблемные ситуации, педагогическая диагностика, оценка развития ребенка