ISSN 1997-9657
       

Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Психолого-педагогическая характеристика как стратегия познания воспитателем дошкольника

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы изучения воспитателем ребенка на примере применения психолого-педагогической характеристики как стратегии его познания. Цель исследования – выявление специфики использования этой стратегии, сравнение ее со стратегией наблюдения. Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы, а методом исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Результатом исследования явилось представление указанной стратегии в совокупности ее целей, принципов, этапов, результатов. Показано, что психолого-педагогическая характеристика как стратегия познания ребенка подчиняется общей логике научного исследования в последовательности его этапов (проектировочный, содержательно-организационный, аналитико-результативный и прогностический) и реализуется с помощью специальных диагностических компетенций. Функцию руководства стратегией выполняет схема характеристики, структура которой отражает совокупность целей и этапы изучения ребенка. Общая часть схемы содержит описание важнейших показателей и направлений психического развития (уровень освоения различных видов детской деятельности, познавательное, речевое, социальное и двигательное развитие, особенности личности и индивидуальности ребенка), как основы психологического портрета ребенка. Результирующая часть схемы включает выводы, сделанные при соотнесении и обобщении всех полученных фактов в соответствии с принципами научного исследования, и условно-вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Важным направлением совершенствования рассматриваемой стратегии является совершенствование алгоритма оценки текста характеристики в соответствии с целями и принципами ее написания по таким критериям, как целостность психологического портрета ребенка, «язык описания» портрета, качество выводов и разработанных педагогических рекомендаций, позиция воспитателя во взаимодействии с ребенком на этапе сбора информации.

Фрагмент статьи

Специфика психолого-педагогической характеристики

Составление психолого-педагогической характеристики как способа получения и фиксирования индивидуально-психологических особенностей детей, в которой педагог помещал бы свои наблюдения за проявлениями воспитанников и их обобщения, стал складываться в отечественной психологии и педагогике во второй половине ХIХ в., а затем активно разрабатывался в 1920–40 гг. в связи со становлением отечественной системы общественного дошкольного воспитания. Разработка этого способа изучения ребенка была вызвана необходимостью получения педагогами знаний о детях в целях создания оптимальных условий их развития, индивидуализации обучения и воспитания (М.Я. Басов, А.П. Болтунов, А.С. Вирениус, К. Ельницкий, В.П. Кащенко, К.Н. Корнилов, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, С.С. Моложавый, Н.А. Рыбников, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, П.О. Эфрусси и др.). При этом главным методом изучения ребенка становился метод наблюдения в педагогическом процессе, который, несмотря на обилие требований, не должен был препятствовать реализации педагогической деятельности воспитателя, а составление характеристики выступало заключительным этапом наблюдения – оформлением и интерпретацией его результатов, формой их представления.

Дальнейшее развитие методологии детской психологии, психологической и педагогической диагностики как научных отраслей позволило дополнить наблюдение мало формализованными методами и методиками, строящимися на педагогических приемах и материале, хорошо знакомых ребенку. Это дополнение создавало предпосылки для отхода от наблюдения как главной и единственной стратегии изучения педагогом ребенка и изменяло отношение к характеристике. С одной стороны, в научных исследованиях данные из психолого-педагогических характеристик используются в рамках метода анализа продуктов деятельности и/или биографического метода, т.е. характеристика выступает как метод изучения.

С другой стороны, составление характеристик рассматривается как одна из возможных форм представления результатов диагностического обследования, наряду с «текстовыми отчетами» (диагностические заключения, психологические портреты) и «профилями», включающими количественные данные в виде таблиц и гистограмм (карты развития, личностные профили).

Список литературы

1. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя. – Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2000. – 16 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
3. Бусыгина Н.П. Методология качест­венных исследований в психологии: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА, 2013. – 304 с.
4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Л.С. Выготский Основы дефектологии. – СПб: Лань, 2003. – С. 355–441.
5. Зубрицкая Е.М., Куликова А.А. Проблемы составления психолого-педагогических характеристик учащихся у студентов педагогического вуза // Психологические науки: Сборник научных статей. – Вып. I. – Мурманск: МГПИ, 2001. – С. 79–85.
6. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт.-сост. В.Г. Маралов. – М.: АРКТИ, 2009. – 136 с.
7. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Нормативно-методические материалы // Бюллетень учебно-методиче­ского объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. – №1 (6). – М., 2014. – С. 20–39.
8. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: Питер, 2007. – 652 с.
9. Психолого-медико-педагогическая консультация / Науч. ред. Л.М. Шипицы-
на. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 344 с.
10. Психолого-медико-педагогиче­ское обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с. (Б-ка психолога-практика)
11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб: Речь, 2005. – 384 с.
12. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб: Речь, 2006. – 280 с.
13. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – 671 с.
14. Урунтаева Г.А. Детская практическая психология: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
15. Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Диагностические компетенции в структуре педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Мир образования – Образование в мире. – 2014. – №1. – С. 224–233.
16. Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Изучение воспитателем дошкольника: подходы
и методы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. –
№5. – С. 18–27.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
18. Фокина А.В. Как разработать психологические рекомендации // Справочник педагога-психолога. – 2016. – № 5. – С. 31–39.
19. Хиггинс Р. Методы анализа клинических случаев: Руководство для начинающих психотерапевтов / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 168 с.
20. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 336 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

психолого-педагогическая характеристика дошкольника, профессиональные компетенции, стратегия изучения ребенка