Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания

№1 2023 Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного  воспитания
Аннотация

Актуальность исследования. Система российского дошкольного образования занимает лидирующие позиции в мире. Складываться она стала еще в прошлом веке. В статье рассматриваются взгляды на развитие и воспитание дошкольников исследователей детской психологии и дошкольной педагогики, работавших в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А.В. Запорожцем. Александр Владимирович придавал особое значение воспитанию ребенка в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, которые складываются впоследствии в характер человека.

Ход исследования. Автор рассматривает деятельность различных лабораторий Института, в которых исследовались проблемы обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. На решение этих задач были направлены педагогические, психологические и физиологические исследования, которые проводились в Институте дошкольного воспитания в содружестве с другими научными учреждениями страны.

Выводы. А.В. Запорожец создал признанную в мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания дошкольников. Под руководством А.В. Запорожца была разработана концепция дошкольного воспитания и проведены исследования развития и воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, которые доказали, что каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями. Задача педагогов, по его мнению, заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей, а в ходе усвоения общественного опыта происходит не только обогащение ребенка известными знаниями и умениями, но и формирование его способностей и качеств личности.

Сотрудниками Института была подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой велось воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях страны.

Фрагмент статьи

Введение

Юбилей журнала «Современное дошкольное образование» позволяет оглянуться в недалекое прошлое и рассмотреть исследование проблем обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

В 1960 году академик Александр Влади­мирович Запорожец основал Институт дошкольного воспитания АПН СССР. Институт много раз менял название (сейчас он называется ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»), однако проблемы дошкольного образования всегда оставались в центре внимания ученых, которые сохранили верность традициям, заложенным корифеями дошкольной педагогики и детской психологии.

В далеком 1975 году (в юбилейный для Института год: отмечалось его 15-летие) в Колонном зале Дома Союзов проходил советско-американский семинар «Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР». В те годы в Колонном зале проводились только самые значительные события. Этот факт говорит о значимости роли, которая отводилась дошкольному воспитанию. Американские коллеги были не единственными, кто интересовался именно дошкольным образованием детей в нашей стране.

В Институт приезжали ученые из Америки, Германии, Индии, Италии, Канады, Франции, Финляндии, Японии и всех стран социалистического лагеря. Мы показывали занятия с детьми в детских садах, гости свободно общались с детьми и педагогами, хотя иногда и чувствовалось некоторое недоверие к нашим успехам и достижениям.

На советско-американском семинаре А.В. Запорожец рассказал о непрерывном совершенствовании программ, форм и методов дошкольного воспитания на основе обобщения передового педагогического опыта и специальных научных исследований. Разработка научных основ системы дошкольного воспитания впитала в себя идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и видных отечественной педагогов – Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой, Е.А Флериной, А.П. Усовой. Педагоги в исследованиях опирались на данные психологических исследований по выявлению закономерностей развития детской психики (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Учитывались также результаты физиологических работ, изучающих высшую нервную деятельность ребенка.

Главный тезис, провозглашенный А.В. Запо­рожцем, звучал так: «Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей» (Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР. С. 4). При этом ведущую роль в психическом развитии ребенка играет обучение, которое заключается в присвоении ребенком общественного опыта в овладении духовной и материальной культурой, созданной человече­ством. И еще: «Ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитания. Он усваивает новые знания и умения не пассивно, а в процессе своей деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.)» (Там же). По А.В. Запорожцу, правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею является важнейшей воспитательной задачей.

Полный текст читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972.
  2. Виноградов В.В. О поэтическом языке. – М., 1980.
  3. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – 558 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собра­ние сочинений в 6 томах. – Т.2. – М.: Педагогика, 1982.
  5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  6. Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1984.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
  8. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
  9. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1974.
  10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; Академия педагогических наук СССР. Сост.: Т.И. Гиневская, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986.
  11. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987.
  12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
  13. Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР: Тезисы докладов советско-американского семинара по проблемам дошкольного воспитания. – М.: НИИ дошкольного воспитания, 1975. – 73 с.
  14. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МОДЭК, 2002.
  15. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.
  16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
  17. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: Сфера. 2020.
  18. Ушинский К.Д. Избранные педагогиче­ские произведения / Предисл. проф., д-ра пед. наук В.Я. Струминского. – М.: Просвещение, 1968.
  19. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
  20. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  21. Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 2018.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, обучение, воспитание и развитие дошкольников, система дошкольного воспитания