Актуальность исследования. Система российского дошкольного образования занимает лидирующие позиции в мире. Складываться она стала еще в прошлом веке. В статье рассматриваются взгляды на развитие и воспитание дошкольников исследователей детской психологии и дошкольной педагогики, работавших в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А.В. Запорожцем. Александр Владимирович придавал особое значение воспитанию ребенка в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, которые складываются впоследствии в характер человека.
Ход исследования. Автор рассматривает деятельность различных лабораторий Института, в которых исследовались проблемы обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. На решение этих задач были направлены педагогические, психологические и физиологические исследования, которые проводились в Институте дошкольного воспитания в содружестве с другими научными учреждениями страны.
Выводы. А.В. Запорожец создал признанную в мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания дошкольников. Под руководством А.В. Запорожца была разработана концепция дошкольного воспитания и проведены исследования развития и воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, которые доказали, что каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями. Задача педагогов, по его мнению, заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей, а в ходе усвоения общественного опыта происходит не только обогащение ребенка известными знаниями и умениями, но и формирование его способностей и качеств личности.
Сотрудниками Института была подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой велось воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях страны.
Введение
Юбилей журнала «Современное дошкольное образование» позволяет оглянуться в недалекое прошлое и рассмотреть исследование проблем обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
В 1960 году академик Александр Владимирович Запорожец основал Институт дошкольного воспитания АПН СССР. Институт много раз менял название (сейчас он называется ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»), однако проблемы дошкольного образования всегда оставались в центре внимания ученых, которые сохранили верность традициям, заложенным корифеями дошкольной педагогики и детской психологии.
В далеком 1975 году (в юбилейный для Института год: отмечалось его 15-летие) в Колонном зале Дома Союзов проходил советско-американский семинар «Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР». В те годы в Колонном зале проводились только самые значительные события. Этот факт говорит о значимости роли, которая отводилась дошкольному воспитанию. Американские коллеги были не единственными, кто интересовался именно дошкольным образованием детей в нашей стране.
В Институт приезжали ученые из Америки, Германии, Индии, Италии, Канады, Франции, Финляндии, Японии и всех стран социалистического лагеря. Мы показывали занятия с детьми в детских садах, гости свободно общались с детьми и педагогами, хотя иногда и чувствовалось некоторое недоверие к нашим успехам и достижениям.
На советско-американском семинаре А.В. Запорожец рассказал о непрерывном совершенствовании программ, форм и методов дошкольного воспитания на основе обобщения передового педагогического опыта и специальных научных исследований. Разработка научных основ системы дошкольного воспитания впитала в себя идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и видных отечественной педагогов – Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой, Е.А Флериной, А.П. Усовой. Педагоги в исследованиях опирались на данные психологических исследований по выявлению закономерностей развития детской психики (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Учитывались также результаты физиологических работ, изучающих высшую нервную деятельность ребенка.
Главный тезис, провозглашенный А.В. Запорожцем, звучал так: «Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей» (Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР. С. 4). При этом ведущую роль в психическом развитии ребенка играет обучение, которое заключается в присвоении ребенком общественного опыта в овладении духовной и материальной культурой, созданной человечеством. И еще: «Ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитания. Он усваивает новые знания и умения не пассивно, а в процессе своей деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.)» (Там же). По А.В. Запорожцу, правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею является важнейшей воспитательной задачей.
Полный текст читайте в журнале "СДО"