В статье рассматривается актуальность проблемы речевой готовности детей к школьному обучению, включающей развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника. Показано, что переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, в том числе и речевая. Авторы рассматривают когнитивный аспект речевой готовности дошкольников к школьному обучению. Показано, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребенка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве. Языковая (лингвистическая) компетентность, по отношению к дошкольникам, рассматривается как элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические и антонимические ресурсы родного языка. Представлены задачи развития языковых и коммуникативных способностей. В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играет развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания.
Намечены перспективы исследований по формированию речевой готовности к школьному обучению. Выводы подводят итог основным положениям статьи.
Проблема подготовки детей к школьному обучению всегда считалась одной из важнейших в дошкольной педагогике. Переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, а она зависит от правильной организации и качества подготовки.
Специальная подготовка к школе является дополнением к общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Дети получают специальные знания, которые будут в дальнейшем им необходимы для изучения различных школьных предметов. Это занятия по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений и занятия по развитию речи, включающие развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника.
К началу школьного обучения практическое овладение родным языком достигает довольно высокого уровня, однако усвоение языка предполагает не только формирование практических речевых навыков, но и осознание языковых элементов речи как новой для него области объективных явлений (Гвоздев, 2007; Сохин, 2002).
Известный лингвист А.Н. Гвоздев сформулировал результаты овладения речью так: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладел системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным» (Гвоздев, 2007).
В отечественной психологии выделяется несколько аспектов подготовительной к школе работы, в том числе – социальный, интеллектуальный и эмоциональный. Все указанные аспекты должны подвести ребенка к школьной зрелости, и все они имеют непосредственную связь с развитием речи ребенка и речевой компетентности, включающей в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной речи и умениями использовать язык в ситуациях общения.
Психологи доказали, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребенка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве.
Так, известный исследователь детской речи Ф.А. Сохин считал, что осознание языковой действительности ребенком составляет существенную сторону его умственного развития, которое играет огромную роль в последующем изучении родного языка в школе. Он подчеркивал, что осознание языковых явлений не только обеспечивает возможность перевода речевых навыков и умений из автоматического плана в план произвольный, но и создает условия для достижения большей эффективности речевого развития и общения, в дальнейшем овладении языком. Это относится ко всем сторонам речевого развития: фонетической, лексической, грамматической и особенно к развитию связной монологической речи.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF.
1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений в 6 томах. Т.2. – М.: Педагогика, 1982.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
4. Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.
5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Наука, 1958. – 370 с.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
7. Лаврентьева А.И. Семантический компонент языковой способности ребенка: к вопросу о методах исследования / Язык и актуальные проблемы образования. – М.: Диона, 2020. – С. 271–274.
8. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – Воронеж: МОДЭК, 2003. – 536 с.
10. Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания как диалектической системы. – М.: Академия, 2003. – 404 с.
11. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светлов-ская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
12. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МОДЭК, 2002. – 224 с.
13. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 368 с.
14. Ушакова О.С. Развитие речи и языковой личности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. – 2017. – №5. – С. 86–89.
15. Ушакова О.С. Обучение родному языку (детский сад – школа – вуз) и актуальные проблемы образования // Педагогическое образование и наука. – 2018. – №2. – С. 26–30.
16. Ушакова О.С., Яшина В.И. Семантический компонент развития языковой способности в дошкольном детстве / Язык и актуальные проблемы образования: Материалы международной научно-практической конференции 18 января 2019. – М.: МГОУ, МАНПО, 2019. – С. 50–57.
17. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Наука, 1995. – 96 с.
18. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957. – 186 с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
20. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. – М.: Академия, 2017. – 448 с.
21. Язык и актуальные проблемы образования. Материалы международной научно-практической конференции 21 января 2020 г. / Под ред. Е.И. Артамоновой и О.С. Ушаковой. – М.: Диона, 2020. – 492 с.
дети старшего дошкольного возраста, речевая подготовка, готовность к школьному обучению, когнитивный аспект, развитие языковых и коммуникативных способностей, формирование осознания явлений языка и речи
Ваша корзина пуста