ISSN 1997-9657
       

Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Условия воспитания ребенка-дошкольника в семье (по материалам опроса родителей)

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей организации жизненной среды ребенка дошкольного возраста. Особое внимание уделим организации режима дня, питанию ребенка, соблюдению гигиенических норм, прогулкам. Отдельно проанализируем те объективные условия, которые связаны с организацией жизненного пространства ребенка: есть ли у него своя комната, кровать и т. п. Помимо этого, мы коснемся проблем детского здоровья. И наконец, завершая статью, мы затронем вопросы, связанные с негативными моментами, касающимися поддержания родителями здорового образа жизни при воспитании ребенка (курение, употребление алкоголя в присутствии ребенка и т. п.). Статья основана на материалах, полученных в ходе социологического опроса 1936 родителей, чьи дети посещают детские сады г. Москвы. Она продолжает цикл наших работ по социологии дошкольного детства. В ходе анализа мы будем учитывать влияние ряда демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (уровень материального положения, уровень образования, полнота семьи и др.) на мнения родителей об организации жизненной среды при воспитании ребенка.

Фрагмент статьи

Рационально построенный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, также он предупреждает развитие утомления, появление хронических заболеваний и повышает общую сопротивляемость организма. Правильно организованный режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечивает оптимальную двигательную активность, полноценный отдых, что способствует нормальному росту и развитию ребенка. В этой связи следует обратить особое внимание на существование законодательно установленных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предписывающих строго выполнять основные режимные моменты. В частности, установлены нормы рационального питания, согласно которым, «для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов». Также подобные требования сформулированы относительно прочих режимных моментов: продолжительности сна, частоты и длительности прогулок, качества питания и пр.

Полный текст статьи в формате PDF Вы можете купить на нашем сайте или прочитать в журнале "СДО"

Список литературы

1. Силаев А. А., Попова О. Л., Бобрищева-Пушкина Н. Д., Кузнецова Л. Ю. Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников // Практика педиатра. Гигиена. – 2008. – № 5. – С. 28–32.

2. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03: введены в действие с 20 июня 2003 г.

4. См. Собкин В. С., Иванова А. И, Казначеева К. Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – С. 65–83; Собкин В. С., Иванова А. И. Скобельцина К. Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный Психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118; Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. – М: Центр социологии образования РАО, 2002. – 247 с.; Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. Проблемы современной игрушки: исследования и экспертиза. – 2011. – №2. – С. 56–67; Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Мнения родителей детей дошкольного возраста об особенностях организации жизненной среды своего ребенка // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI. – М.: Институт социологии образования РАО, 2011. – С. 106–121; Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI. – М.: Институт социологии образования РАО, 2011. – С. 87–105; Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – 127 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.