ISSN 1997-9657
       

Бодраченко И.В. «Узнавание мира маленького человечка – увлекательное занятие!»

Полный текст

Педагог Центра развития ребенка – детского сада № 1787 Южного округа г. Москвы воспитывает детей уже более 20 лет и добилась в своем деле значительных результатов. В этом году Ирина Викторовна стала победителем городского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года – 2008». Среди десятка очаровательных, смелых, уверенных в себе и в своей любви к однажды выбранной профессии женщин она стала лучшей. Своими впечатлениями от конкурса и секретами мастерства Мэри Поппинс современности поделилась с читателями нашего журнала.

– Ирина Викторовна, как возникла ваша любовь к педагогике?

– Наверное, постепенно. Не могу сказать, что я всегда хотела стать воспитателем. На тот момент, когда нужно было выбирать профессию, особых предпочтений я не имела. Учительница музыкальной школы, у которой я занималась много лет, посоветовала мне поступить в музыкально-педагогическое училище. Именно там, на втором курсе, я оказалась на практике в детском саду, где и получила представление о профессии воспитателя. Потом были годы учебы в пединституте, где я получила специальность учителя музыки в общеобразовательной школе.

– Почему же в дальнейшем стали работать именно воспитателем?

– В силу сложившихся обстоятельств. По окончании института я уехала с мужем в военный городок Семипалатинск-21. Первым моим желанием было устроиться на работу в школу, но на тот момент свободных мест там не оказалось. Вот тогда-то, вспомнив о своем первом образовании, я и пришла в детский сад. Думала, поработаю годик, а потом появится вакансия учителя... Но этот первый год работы настолько меня увлек, что ни о каком переходе в школу в дальнейшем речь просто не шла.

– Что именно вас так увлекло?

– Дело в том, что я – единственный ребенок в семье, у меня не было ни братьев, ни сестер, даже двоюродных. Может быть, поэтому жизнь дошкольника, его мир казались для меня чем-то далеким, абстрактным, загадочным, поэтому узнавание этого мира – мира маленького человечка и стало таким увлекательным занятием.Ребенок интересен мне до сих пор, несмотря на то, что в профессии я уже достаточное количество лет.

– Практически весь профессиональный опыт вы получили в детском саду № 1787. Помните, как попали сюда?

– Когда наша семья переехала в Москву, я не работала пару лет. Но мимо этого сада ходила каждый день, провожая сына в школу. Однажды зашла узнать у заведующей, есть ли вакантные места? Оказалось, сад переполнен детьми – воспитателей не хватает – и меня с удовольствием приняли на работу.

– Невысокая заработная плата не пугала?

– Воспитатели во все времена получали немного. Я знала, что педагогика – не та сфера деятельности, куда нужно идти за деньгами. Люди по разным мотивам приходят работать в детский сад: кто-то в силу полученного однажды образования, призвания, кто-то из-за своих детей – хотят видеть, как они развиваются, кто их окружает. Я стала воспитателем прежде всего из-за любви к делу!

– То есть желания поменять профессию у вас не возникало?

– Никогда. Были времена, когда многие учителя и воспитатели уходили, например, в торговлю, чтобы зарабатывать на жизнь. Благо, у меня был муж, который обеспечивал семью. Я уверена, что воспитатель детского сада при наших зарплатах может спокойно работать, не задумываясь о хлебе насущном, только тогда, когда есть кто-то, кто может решить финансовые проблемы семьи. Мой муж часто говорил мне: «Ты счастливая женщина: твоя работа – это твое хобби!»

– Свои педагогические методики вы наверняка проверяли на сыне?

– Увы, я как тот сапожник, который без сапог: все внимание чужим детям! Домой приходила такая уставшая, что не могла даже разговаривать, и на игры с сыном уже не было сил.

– И все же вы успевали учиться дополнительно, повышать квалификацию…

– Да, я прослушала немало курсов. Были те, которые ровным счетом ничего не давали, и те, где узнавала что-то новое, обогащала собственный опыт. Дополнительное обучение – это вклад в личное развитие любого педагога, без этого не стать хорошим специалистом. Например, последнее мое обучение – в ГИТИСе – позволило в качестве «педагога – режиссера театра, где играют дети» заниматься с воспитанниками театрализованной деятельностью.

– Конкурс «Воспитатель-2008» тоже определенный этап развития?

– Конкурс – испытание на профессионализм для любого педагога. 10 лет назад я стала победительницей окружного конкурса «Воспитатель года», но вот участие в городском соревновании не сложилось.

На конкурсе «Воспитатель года – 2008» моим основным плюсом стало то, что я воспитатель «широкого профиля»: пишу стихи к занятиям и детским праздникам, сочиняю песни для детей, сама пою и танцую с ними, шью театральные костюмы, рисую декорации и афиши к нашим спектаклям… С 2005 года я стала публиковаться в специализированных изданиях, а в 2006 году в издательстве «Айрис» вышла моя первая книга «Театрализованные представления для дошкольников» – это 9 музыкальных сказок в стихах. Большинство из них мы с ребятами ставили на подмостках детского театра, который существует в нашем ДОУ с 1996 года.

– Кроме публикаций в различных изданиях, что еще помогло вам успешно участвовать в конкурсе?

– Перед началом городского конкурса для всех участниц были организованы специальные курсы в Московском институте открытого образования, целью которых стало прослушивание цикла лекций об основных принципах педагогического мастерства. Кое-что из услышанного мы знали в силу имеющегося у всех нас образования, кое-что было подзабыто, но легко и с удовольствием вспоминалось, что-то мы не знали вовсе, и с интересом восполняли имеющиеся пробелы. Мы еще раз убедились, что педагогическая наука не стоит на месте: она развивается в зависимости от меняющихся условий жизни в нашей стране, что, в свою очередь, влечет за собой перемены в жизни обычной семьи, в мировоззрении ребенка.

– В конце обучения каждый из вас должен был ознакомить присутствующих со своей концепцией. В нескольких словах, в чем состоит ваша педагогическая концепция?

– Написание педагогической концепции стало одним из камней преткновения данного конкурса для всех нас. Воспитатель – человек-практик, у которого нет опыта написания научных или околонаучных трудов. Как же он в таком случае сможет выразить свою систему взглядов на проблему? Тема моей концепции звучала так: «Театрализованная игра как средство формирования нравственных основ личности дошкольника». Именно нравственность с самых малых лет необходимо начать формировать в детях, заложить в ребенке такой нравственный стержень, который он смог бы пронести через непростую человеческую жизнь и не сломать его, не согнуть. Размышляя над данной проблемой, я нашла книги с мудрыми изречениями разных философов, отыскала в них целый ряд высказываний, подтверждающих мои выводы. Они-то и прошли красной нитью через всю мою педагогическую концепцию, придав ей необходимую научность.

– Одним из важнейших и, пожалуй, решающих туров конкурса был мастер-класс. Как вы к нему готовились?

– Этот тур одновременно и прост, и сложен. Прост в том, что идет «игра на своем поле»: ты прекрасно знаешь детей, а дети – тебя, есть время разработать занятие, подготовиться к его проведению, проконсультироваться с коллегами. Но на самом деле за всем этим скрывались подводные камни. Зарепетированные дети, волнение перед членами жюри и как следствие – зажатость педагогов и методические ошибки. Не знаю, какое впечатление произвела на членов жюри я, скажу только одно – зарепетированных детей у меня не было точно: за три дня до показа занятия я пришла к выводу, что стоит провести его с другой возрастной группой, соответственно изменив и само содержание. Наверное, доля риска в этом была, но он был оправдан. Дети вели себя непосредственно, живо, эмоционально. Да и у меня страха за то, как пройдет занятие, не было – неизвестность и творческий азарт помогли справиться с волнением.

– Кстати, многие воспитатели отмечают, что проводить занятие с чужими детьми интереснее, чем с теми, с которыми встречаешься изо дня в день. Почему так происходит?

– Может быть, потому, что своих детей ты знаешь достаточно хорошо, предполагаешь, кто из них будет активным, кто и как справится с разного рода заданиями. В этом есть доля запрограммированности. Чужие дети – мир новый, неизведанный. Ты не знаешь, кто из них как себя покажет, какой у кого уровень развития, кто проявит любознательность, а кто леность и равнодушие. Для всех это занятие – словно игра в неизвестное, в этом-то и кроется его прелесть и для детей, и для самого взрослого.

– Новым этапом конкурса в этом году стало создание проекта «Мои дети – патриоты России». На что вы сделали упор?

– Что собой должен представлять этот самый проект, не могли с уверенностью сказать и сами члены жюри – то ли плод коллективного творчества дошкольного учреждения, то ли личный проект воспитателя в масштабах группы. Обстоятельства сложились таким образом что, разработав сначала один проект в рамках работы всего ДОУ по интеркультурному воспитанию дошкольников, я в последние три дня написала другой, имеющий прямое отношение ко мне, детям и родителям моей группы, – проект по воспитанию у дошкольников интереса к народному творчеству. Отмечу, что некоторые проекты коллег произвели на меня неизгладимое впечатление. Оказывается, мы с детьми можем так много сделать для своего района, города, страны в целом! Я по-хорошему позавидовала и порадовалась за тех воспитателей, кто вместе с детьми придумал макет детской площадки, которая была построена, кто поддерживает древнейшие русские народные промыслы, почти забытые нами, и связь с далеким русским селом, где этот промысел еще живет.

– Был ли у вас до конкурса опыт публичного выступления перед коллегами?

– Мастер-класс со взрослыми – тот самый манок, который и подтолкнул меня к участию в конкурсе. Практически не имея такого опыта работы, я с интересом и с большим желанием рассказывала коллегам о том «мире театрализованных игр», в котором пребывают я и мои воспитанники. Было интересно наблюдать, как взрослые воспринимают материал, предназначенный для детей, мне важно было узнать, интересен ли он им, вызовет ли желание работать по той схеме, которую определила для себя я.

Впервые в этом конкурсе я столкнулась и с формой публичного самоанализа занятия с детьми и работы со взрослыми. Я не побоялась откровенно говорить о том, что меня как педагога не устроило в ходе занятия, что насторожило, заставило задуматься, привело к поиску иных путей решения конкретной проблемы.

– Сейчас вы уже успели ощутить себя лучшим воспитателем года?

– Финальный день прошел для меня словно в легком тумане. Но, несмотря на физическую и эмоциональную усталость, на смех и слезы, мне как победительнице особенно хочется вновь взойти на эту сцену, чтобы ощутить ту безмерную радость и огромную благодарность тем людям, кто в меня верил, кто мне помогал, кто, узнав меня, оценил и увидел во мне Лучшего Воспитателя 2008 года.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.