ISSN 1997-9657
       

Храмцов П.И. «В дошкольном детстве нужно больше играть и двигаться»

№3 2010 Храмцов П.И. «В дошкольном детстве нужно больше играть и двигаться»
Фрагмент статьи

Вырастить здорового ребенка – наиглавнейшая задача, стоящая не только перед родителями, но и перед государством. Несмотря на предпринимаемые меры, здоровье детей в последние годы ухудшается, снижается количество здоровых детей. Почему это происходит и как улучшить положение? На эти и другие вопросы мы по­просили ответить доктора медицинских наук, профессора, заведующего лабораторией новых технологий в гигиене детей НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научный центр здоровья детей РАМН Петра Ивановича Храмцова, разработавшего биокибернетические основы изучения функционального состояния детского организма в процессе учебной, трудовой и спортивной деятельности.

– Петр Иванович, сейчас много говорится об ухудшении состояния здоровья дошкольников. Это действительно так?

– К сожалению, ситуация и в самом деле очень тревожная. По официальной статистике, общая заболеваемость, включающая функциональные отклонения и хронические заболевания детей от 0 до 14 лет за период с 1999 года до 2006 возросла на 27,6 %. Согласно данным профилактических осмотров, только 17,3% детей можно считать практически здоровыми, 29,4 % имеют функциональные отклонения, 52,8% детей страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Результаты углубленных медицинских осмотров, проведенных специалистами института, выглядят и вовсе критиче­скими: здоровыми являются лишь 5,2% детей.

Настораживает и тот факт, что уменьшаются функциональные возможности детей. Согласно исследованиям, за 30-летний период у пятилетних детей в два раза снизились показатели силы мышц кисти, являющиеся индикаторами состояния одной из важных систем организма – нервно-мышечной. С одной стороны, дети превосходят своих сверстников 70-80-х годов по антропометрическим данным, с другой стороны – их функциональные возможности существенно снижены.

– Какие заболевания чаще всего возникают у детей?

Первое место занимают нарушения и заболевания костно-мышечной системы: нарушения осанки, деформации позвоночника и деформация стопы.В последнее время заметно возросло количество детей с задержкой психического развития. Тревожная проблема – нарушение речи.

С развитием речи напрямую связан вопрос социализации ребенка. Как правило, все проблемы здоровья детей связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы, которая является наиболее чувствительной к воздейст­вию различных неблагоприятных факторов среды (социальной, экологической). Нарушения в регуляции крупной моторики приводят к нарушениям осанки и сколиотической деформации позвоночника, мелкой моторики, в частности, артикуляционной, к нарушениям речи.

Еще один настораживающий факт – стало больше детей с избыточной массой тела – до 8,2 %. Проблема, от которой страдает Америка и Европа, становится актуальной и для нас.

– Почему количество здоровых детей уменьшается, а хронически больных растет?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя – причин много: это и ухудшающаяся экологическая ситуация, и социально-экономические проблемы. На здоровье детей значительное влияние оказывает здоровье родителей. В настоящее время здоровье девушек и юношей, вступающих в брак, критическое.

Задумаемся: что является основными составляющими здоровья? Питание, движение, сон и психоэмоциональный комфорт, а главное – любовь взрослых, в первую очередь, родителей. Движение – ведущий естественный фактор развития организма. К сожалению, для современного человека, в том числе и для детей, стал характерным малоподвижный образ жизни. Социальные факторы требуют одно, а природа в нас пытается сопротивляться, но делает это как-то слабо. Мы пользуемся лифтом, едем на машине до магазина, расположенного за углом. Понятно, что время экономится. Однако стоит помнить, что гипокинезия отрицательно сказывается на здоровье.

Довольно часто приходится наблюдать, как родители возят в колясках детей трех-четырех лет, не давая им возможности самостоятельно двигаться. В целях экономии времени, чтобы побыстрее добежать до магазина, мамы сажают малышей в коляску.

Противоречие между возможностью реализации биологических потребностей и социальными условиями жизни приводит к формированию различных отклонений здоровья. Исходя из этого, преодоление этого противоречия является одним из важных направлений современной профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей.

Пища должна быть натуральной, качественной. Родители сами едят нездоровую пищу и кормят ею детей – дают чипсы, жевательную резинку, колу. Многие покупают красивую обувь, одежду, забывая, что кроме красоты, она должны быть удобной, функциональной. К сожалению, у нас нет моды на здоровый образ жизни.

В детских садах проводятся консультации для родителей по проблемам здоровья. Но родители их не посещают, они заняты, много работают. В выходные дни занимаются домашними делами. Детей усаживают перед телевизором или компьютером. Не хочу говорить, что все семьи такие, но их много. Редко всей семьей выходят в лес, на природу. Дети часто не умеют играть, не знают, чем заняться, играют только в компьютерные игры. Я противник большого количества занятий в детских садах. Для некоторых родителей наличие компьютеров в детском саду – обязательное условие. Если нет компьютерного класса, ребенка в этот детский сад не отдают. А стоит задуматься – нужен ли компьютер ребенку в раннем возрасте? Детские сады, чтобы пользоваться популярностью у родителей, считаться престижными, открывают компьютерные классы. Если мы организм сломаем на раннем этапе, заставим его форсировано развиваться, он потом не восстановится. Во всем должна быть естественность – процесс развития, созданный природой, не стоит форсировать. От каждого периода нужно брать именно то, что необходимо. В дошкольном детстве нужно больше играть и двигаться. Если мы попытаемся в детских садах мотивировать детей на движение, на занятия спортом, чтобы они не боялись физкультуры, это уже будет большое дело.

Ну и конечно, чтобы дети росли здоровыми и не болели, им нужна любовь. Если родители по-настоящему любят детей, дети это чувствуют. Казалось бы, это естественно, но в некоторых семьях об этом забывают – детям не уделяют внимания в силу занятости.

– Дети появляются на свет, имея проблемы со здоровьем, насколько реально им помочь?

– Организм детей очень пластичен и чувст­вителен к благоприятным воздействиям. С ребенком, у которого есть какие-то нарушения, нужно грамотно заниматься, в этом случае ему можно помочь. Приоритет за системой образования, позволяющей повышать уровень знаний в области здоровья и создавать условия в детском саду для организации детской деятельности профилактической и оздоровительной направленности. Это перспективное направление, которое может помочь сохранить здоровье детей. Наш институт призван разрабатывать такие технологии, апробировать, внедрять их в детских садах.

В рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» на базе дет­ского сада № 2565 создан ресурсный центр «Здоровый ребенок», где совместно с педагогами мы разрабатываем технологии, способствующие профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей.

Кроме того, функционируют детские сады компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов зрения, речи, с задержкой психического развития. Большое количество детей с отклонениями здоровья требует организации компенсирующих групп в обычных детских садах.

Полный текст интервью читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.