ISSN 1997-9657
       

«В каждом ребенке есть художник»

№3 2019 «В каждом ребенке есть художник»
Аннотация

Что такое творчество? Уже само это понятие таит в себе нечто загадочное.

В современном мире компьютерных технологий именно творческие способности позволяют добиваться успеха в любом деле. Родители и педагоги стремятся развить в детях именно творческие способности. Но можно ли научиться творчеству, и каждый ли человек способен стать творческой личностью?

Мы попросили ответить на эти вопросы Александра Александровича Мелик-Пашаева, доктора психологических наук, главного научного сотрудника Психологического института РАО, главного редактора журнала «Искусство в школе», и кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Зинаиду Николаевну Новлянскую, которые много лет занимаются проблемами художественного развития детей и опубликовали большое количество работ, посвященных этой проблематике.

Фрагмент статьи

У термина «творчество» существует множество определений. Как вы понимаете творчество, что это такое?

А.А. Мелик-Пашаев. Для меня творчество – это актуализация и проявление в какой-либо сфере жизни того уникального и неповторимого, что человек принес в мир и что из него осознанно или неосознанно просится наружу. Мне близка идея, высказанная Василием Зеньковским, известным психологом, философом, богословом, христианским педагогом. Он предполагал, что исходно каждому человеку свойственна внутренняя активность души, которая не «потом, когда-то» образуется, а человек с ней рождается. Внутренняя активность души пробивает себе дорогу через все объективные обстоятельства, средовые условия, задатки, которые даны человеку, через все впечатления жизни. Человек не просто реагирует или приспосабливается ко всему этому, а избирательно прокладывает дорогу, постепенно осознавая ту активность души, которой он одарен, которую принес в мир.

Это самое общее определение творчества, или одаренности к творчеству, которая может по-разному преломляться при встрече с дейст­вительностью. У меня с этим ассоциируется такой образ: белый луч, который потенциально содержит в себе всевозможные цвета и, преломляясь в среде, дает бесчисленное многообразие цветов и оттенков. Так и внутренняя активность души, то есть общая одаренность к творчеству как таковому, при встрече с объективной действительностью по многим причинам преломляется той или иной гранью, актуализируется как одаренность художественная, научная, проявляется в общественном служении или в каком-то ином виде творчества.

Творчество может проявляться во всем: и в повседневной жизни, и в отношениях с людьми. Виды творчества по-разному оцениваются обществом, а иногда и не оцениваются как творчество, но на самом деле все они равноценны как формы реализации потенциала человека.

Получается, каждый человек обладает творческим потенциалом?

А.А. Мелик-Пашаев. Да, творчество – это не какое-то редкое свойство, это способность родовая, как бы печать принадлежности к роду человеческому. Не исключение, а норма. Но не в статистическом смысле, когда нормой считается то, что часто встречается в наличных условиях, а в ценностном смысле, когда мы за норму берем «наилучшее из возможного».

Почему в таком случае возникает разделение на творческое и не творческое?

А.А. Мелик-Пашаев. Любая деятельность, в которой человек реализует внутреннюю активность души, становится творчеством. Это может быть разведение фиалок, общение с другим человеком, путешествие. Конечно, реагирование, приспособление к условиям жизни, то есть моменты сами по себе не творческие – это неизбежная сторона нашего бытия. Важно, какую роль они играют в жизни человека, что является ведущим.

Можно ли творчески забить гвоздь?

А.А. Мелик-Пашаев. Дело же не в самом забивании гвоздя. Если человек в деятельности плотника реализует внутреннюю активность своей души, если чувствует себя «на своем месте», ответственно и не отчужденно относится к тому, что делает в этой жизни, если он чувствует себя «в потоке», по выражению популярного ученого М. Чиксентмихайи, то это – творчество.

Мы же не ставим вопрос, творчески художник держит кисть или не творчески? А ведь это тоже часть творческого процесса.

Человек приходит в мир, имея творче­ский потенциал. Можно ли говорить, что уже маленькие дети способны творить и восхищать своими работами окружающих?

А.А. Мелик-Пашаев. Безусловно. С этого и начался мой интерес к психологии. Я окончил художественную школу, потом театральный постановочный факультет и занимался в основном живописью и немного театром. Но близкое общение с одной дошкольницей многое изменило. Я поразился тому, что ребенок, который ничего не должен мочь и уметь в изобразительной деятельности, сам того не понимая, создает что-то такое, что способно вызвать интерес и даже определенную зависть у художников. Для меня это стало загадкой. Я не знал тогда, что это заметили искусствоведы, педагоги и сами мастера искусств уже больше ста лет назад.

Чем вас удивляет детское творчество?

А.А. Мелик-Пашаев. Выразительностью образа. Издавна принято говорить о непосредственности, о чистоте души детей, о «свежести взгляда», которые видны в их работах, и все это правильно, ведь ребенок и вправду многое видит впервые. Но кроме того есть и выразительность создаваемого образа, которая роднит вроде бы беспомощное детское творчество с истинным искусством. Воплощение чувства в выразительной форме – то, к чему художники стремятся своими изощренными сознательными путями, иногда пытаясь в чем-то подражать детям. И не всегда удачно. Ребенку это дается без видимых усилий.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.