Теория и исследования, описанные в данной статье, основаны на подходе Л.С. Выготского к развитию человека. Согласно этой теории, развитие семиотической активности детей имеет существенное значение для их культурного развития. В данной работе утверждается, что развитие семиотической активности у детей младшего возраста в контексте их игровой деятельности является важным аспектом совершенствования дошкольного образования. В небольшом экспериментальном исследовании мы наблюдали, как дети 4–6 лет играли с паровозиком. Во время игры детям было предложено нарисовать схему своего железнодорожного пути. Анализируя их игровую деятельность и составленную ими схему, мы попытались выяснить, возможно ли (и как) развитие семиотической активности без влияния на игровой характер деятельности детей.
Дискуссии о том, как улучшить качество дошкольного образования, всегда подразумевают (прямо или косвенно) понятие «передовой практики». Улучшение образования часто определяется как продвижение к некоему стандарту хорошей образовательной практики. В дискуссии о совершенствовании дошкольного образования существует острая необходимость в четко определенных и тщательно обоснованных критериях для определения и разработки «передовой практики». Однако то, что считается хорошей практикой, не является однозначным вопросом. В дебатах об определениях «передовой образовательной практики» в целом часто можно встретить два варианта. Один из вариантов предполагает, что хороший педагог должен внимательно наблюдать за ребенком и соответственно проектировать ситуации, которые предоставляют богатый опыт и возможности для обучения. Этот подход фокусируется на реальном состоянии ребенка (его желаниях и возможностях) и стимулирует ребенка к развитию. Этот взгляд в основном воплощен в прогрессивном образовательном движении.
Другой вариант, наоборот, подчеркивает важность оптимизации будущего состояния ребенка. С этой точки зрения учитель/воспитатель должен подготовить учебные ситуации, адаптированные для конкретного ребенка, чтобы добиться заранее определенных результатов обучения (так называемых «основ»), которые, как ожидается, будут полезны для будущего культурного (профессионального) развития ребенка. Эта точка зрения широко распространена среди психологов в области образования и обучения.
Более строгие версии этих точек зрения на образование и передовой опыт можно охарактеризовать как взгляды Руссо и Платона соответственно (ср. Egan, 1990). Первая из упомянутых точек зрения ориентирована на детей, вторая – на методы. В строгих версиях два варианта обычно считаются несовместимыми.
Интеграция этих подходов часто рассматривается как признак хорошей образовательной практики. Эта интеграция должна выходить за рамки обеих точек зрения и последовательно объединить их достоинства в одной системе, избегая при этом недостатков.
В своей книге «Начальное образование» Иган (1990) отстаивает подход к школьному обучению детей младшего возраста, который одновременно учитывает замыслы, эмоции, личностные смыслы ребенка и рассматривает педагогический долг учителя как сознательное стимулирование его развития. Основная идея теории Игана состоит в том, что образование, являющееся «процессом приобретения ограниченных культурой смыслообразующих способностей» (Иган, 1990. С. 186), должно не навязывать детям культурное содержание, а способствовать развитию их смыслообразующих способностей. По его мнению, мы должны отдать должное детским смыслам, фантазиям, эмоциям и замыслам, вовлекая их в истории, развивающиеся из противоположностей, которые дети уже знают по своей личной жизни в раннем возрасте (такие противоположности, как хороший – плохой, большой – маленький, герой – трус и т.д.). Пытаясь решить такие дилеммы, дети используют свои уже имеющиеся способности к смыслообразованию и поощряются к использованию новых когнитивных инструментов (предложенных учителем), которые способствуют развитию сюжета и подготавливают к появлению нового способа мышления в ближайшем будущем. Следовательно, согласно Игану, смысл и развитие смысла следует рассматривать как основу учебной программы для маленьких детей. Сосредоточившись на деятельности по построению смыслообразования, учебная программа становится непрерывным процессом развития смыслотворческих способностей детей.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
__________________
* Bert van Oers (1994) Semiotic activity of young children in play: The construction and use of schematic representations, European Early Childhood Education Research Journal, 2:1, 19-33, DOI: 10.1080/13502939485207501 Публикуется с любезного разрешения журнала European Early Childhood Education Research Journal.
значение, игра, схематическое представление, семиотическая деятельность, символ
Ваша корзина пуста