Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Психологический анализ сказок и рассказов в контексте психического развития ребенка

№6 2020 Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Психологический анализ сказок и рассказов в контексте психического развития ребенка
Аннотация

Работа посвящена роли сказок в познавательном и личностном развитии детей. В статье рассматривается диалектический подход к анализу сказок. На примере народных сказок мира показана общность структурных преобразований, заложенных в сказках. Делается вывод о значении сказок для развития творческих способностей детей. Особое внимание уделяется подходу Л.С. Выготского, на основе которого выделяются основания соотнесения сказок с возрастом ребенка. Анализ социальной ситуации развития в каждом возрасте позволяет определить существенные стороны сказок и рассказов, которые необходимы для продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого. Приводятся примеры и делается вывод о важности следования принципам культурно-исторической психологии для создания и использования сказок как способа вхождения ребенка в культуру.

Фрагмент статьи

Введение: поддержка творческого мышления в народных сказках

Сказка на протяжении веков всегда являлась неизменным спутником взросления ребенка, условием его развития и социализации. Сказки позволяли освоить морально-нравственные нормы, социальные образцы, представления о должном и запретном (Веракса, 2009). Более того, традиционная волшебная сказка моделирует логику творчества, которую мы связываем с диалектическим мышлением. Так, советский исследователь Я.Э. Голосовкер (1987) отмечал общность диалектики мифа и логики научно­го открытия. К. Леви-Стросс также подчеркивал, что логика первобытного человека и современного сходна. Рассмотрим, как в сказках представлена одна из диалектических стратегий, стратегия опосредствования (Веракса, 2019).

В диалектической логике она описывается известной формулой: тезис – антитезис – синтез.

Эта стратегия широко моделируется в сказках народов мира. Характерен следующий сюжет. Царь задает мужику задачи. Тот
с помощью дочери находит на них ответ. Царь выясняет, что помогла мужику дочь. Тогда он задает самые сложные задачи дочери.

В русской сказке «Мудрая дева» царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка» (Афанасьев, 1986. С. 247). В сказке подчеркивается, что это «хитрая задача». Видимо, хитрость задачи, ее своеобразие заключается в характере требований, которые должна выполнить «умная дочка». Если проанализировать требования, то нетрудно уви­деть их противоположность. Действительно, пеший и конный пред­ставляют собой противоположности. Точно так же противоположны голый и одетый, с подарком (гостинцем) и без подарка. При этом дочка должна опосред­ствовать эти требования, т.е. прийти к ца­рю и с подарком, и без подарка одновременно; и голая, и одетая; и пешая, и конная. Таким образом, эта сказка направлена на иллюстрацию стратегии опосредствования.

В чешской сказке «Хитроумная дочь» король говорит пастуху: «Так вот, передай своей дочери: если она явится ко мне ни пешком, ни верхом; не голая и не одетая, ни днем и ни ночью, то я женюсь на ней». Здесь точно так же представлена задача на опосредствование противоположных требований. Дочка находит способ решения: «И явилась она к королю ни ночью, ни днем, а на рассвете!», «Закуталась в рыбацкую сеть, села на козла, сама на нем едет, а ногами по земле ступает».

В итальянской народной сказке «Находчивая девушка» король говорит дочери рыбака: «Завтра ты должна явиться ко мне ни одетой, ни раздетой... и остановишься ни внутри моего дворца, ни снаружи». В этом варианте сказки также моделируется логика опос­редствования: заранее даются противоположности, нужно найти такое решение, которое позволит этим противоположностям сосуществовать. Девушка, как и в предыдущих сказках, «накинула на себя рыба­чью сеть и верхом на овце поехала к королю во дворец. Приехав во дворец, она так остановила овцу, что та только наполовину переступила порог королевской залы». При этом она объяснила: «Видите, я не одета и не скажешь, что и раздета, а моя овца стоит ни внутри, ни снаружи вашей залы». Интерес представляет то, как были опосредствованы противоположности «внутри – снаружи».

В сказке в качестве опосредствования рассматривается порог, представляющий собой границу, разделяющую то, что находится внутри, от того, что находится снаружи. Девушка остановилась на пороге, т.е. она была и внутри, и снару­жи. Это весьма диалектическое опосредствование. Г.В.Ф. Гегель писал: «Различение одного нечто от другого сначала заключается в границе, как середине между ними, в которой они и суть и не суть» (Гегель, 1971. С. 152). Таким образом, девушка из сказки действовала прямо по Гегелю. Интерес представляет то, что сказка именно была построена как иллюстрация схемы опосредствования. Ана­лиз этого сюжета показывает не только то, что он отражает диалектическое опосредствование и его моделирует, но и то, что этот сюжет закономерен. Он встречается в сказках многих на­родов, отражает, тем самым, существенный момент диалектического мышления, заключающийся в стратегии опосредствования.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Наука, 1986.

2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. –
М.: Ось-89, 2003.

3. Вачков И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психо­
логия и общество. – 2011. – Т.2. – №1. – С. 111–118.

4. Веракса А.Н. О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход // Современное дошкольное образование. – 2009. – №4. – С. 36–39.

5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историче­ская психология. – 2019. – Т.15. – №3. – С. 4–12.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984.

7. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2. – М.: Мысль, 1971.

8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.

10. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

11. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2001.

12. Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Компе­тент­ность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей // Психология и право. – 2019. – Т.9. – №3. – С. 261–277.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

сказка, психологический анализ сказок, психическое развитие ребенка, принципы культурно-исторической психологии, культурно-историческая теория