Работа посвящена роли сказок в познавательном и личностном развитии детей. В статье рассматривается диалектический подход к анализу сказок. На примере народных сказок мира показана общность структурных преобразований, заложенных в сказках. Делается вывод о значении сказок для развития творческих способностей детей. Особое внимание уделяется подходу Л.С. Выготского, на основе которого выделяются основания соотнесения сказок с возрастом ребенка. Анализ социальной ситуации развития в каждом возрасте позволяет определить существенные стороны сказок и рассказов, которые необходимы для продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого. Приводятся примеры и делается вывод о важности следования принципам культурно-исторической психологии для создания и использования сказок как способа вхождения ребенка в культуру.
Сказка на протяжении веков всегда являлась неизменным спутником взросления ребенка, условием его развития и социализации. Сказки позволяли освоить морально-нравственные нормы, социальные образцы, представления о должном и запретном (Веракса, 2009). Более того, традиционная волшебная сказка моделирует логику творчества, которую мы связываем с диалектическим мышлением. Так, советский исследователь Я.Э. Голосовкер (1987) отмечал общность диалектики мифа и логики научного открытия. К. Леви-Стросс также подчеркивал, что логика первобытного человека и современного сходна. Рассмотрим, как в сказках представлена одна из диалектических стратегий, стратегия опосредствования (Веракса, 2019).
В диалектической логике она описывается известной формулой: тезис – антитезис – синтез.
Эта стратегия широко моделируется в сказках народов мира. Характерен следующий сюжет. Царь задает мужику задачи. Тот
с помощью дочери находит на них ответ. Царь выясняет, что помогла мужику дочь. Тогда он задает самые сложные задачи дочери.
В русской сказке «Мудрая дева» царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка» (Афанасьев, 1986. С. 247). В сказке подчеркивается, что это «хитрая задача». Видимо, хитрость задачи, ее своеобразие заключается в характере требований, которые должна выполнить «умная дочка». Если проанализировать требования, то нетрудно увидеть их противоположность. Действительно, пеший и конный представляют собой противоположности. Точно так же противоположны голый и одетый, с подарком (гостинцем) и без подарка. При этом дочка должна опосредствовать эти требования, т.е. прийти к царю и с подарком, и без подарка одновременно; и голая, и одетая; и пешая, и конная. Таким образом, эта сказка направлена на иллюстрацию стратегии опосредствования.
В чешской сказке «Хитроумная дочь» король говорит пастуху: «Так вот, передай своей дочери: если она явится ко мне ни пешком, ни верхом; не голая и не одетая, ни днем и ни ночью, то я женюсь на ней». Здесь точно так же представлена задача на опосредствование противоположных требований. Дочка находит способ решения: «И явилась она к королю ни ночью, ни днем, а на рассвете!», «Закуталась в рыбацкую сеть, села на козла, сама на нем едет, а ногами по земле ступает».
В итальянской народной сказке «Находчивая девушка» король говорит дочери рыбака: «Завтра ты должна явиться ко мне ни одетой, ни раздетой... и остановишься ни внутри моего дворца, ни снаружи». В этом варианте сказки также моделируется логика опосредствования: заранее даются противоположности, нужно найти такое решение, которое позволит этим противоположностям сосуществовать. Девушка, как и в предыдущих сказках, «накинула на себя рыбачью сеть и верхом на овце поехала к королю во дворец. Приехав во дворец, она так остановила овцу, что та только наполовину переступила порог королевской залы». При этом она объяснила: «Видите, я не одета и не скажешь, что и раздета, а моя овца стоит ни внутри, ни снаружи вашей залы». Интерес представляет то, как были опосредствованы противоположности «внутри – снаружи».
В сказке в качестве опосредствования рассматривается порог, представляющий собой границу, разделяющую то, что находится внутри, от того, что находится снаружи. Девушка остановилась на пороге, т.е. она была и внутри, и снаружи. Это весьма диалектическое опосредствование. Г.В.Ф. Гегель писал: «Различение одного нечто от другого сначала заключается в границе, как середине между ними, в которой они и суть и не суть» (Гегель, 1971. С. 152). Таким образом, девушка из сказки действовала прямо по Гегелю. Интерес представляет то, что сказка именно была построена как иллюстрация схемы опосредствования. Анализ этого сюжета показывает не только то, что он отражает диалектическое опосредствование и его моделирует, но и то, что этот сюжет закономерен. Он встречается в сказках многих народов, отражает, тем самым, существенный момент диалектического мышления, заключающийся в стратегии опосредствования.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Наука, 1986.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. –
М.: Ось-89, 2003.
3. Вачков И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психо
логия и общество. – 2011. – Т.2. – №1. – С. 111–118.
4. Веракса А.Н. О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход // Современное дошкольное образование. – 2009. – №4. – С. 36–39.
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т.15. – №3. – С. 4–12.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984.
7. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2. – М.: Мысль, 1971.
8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.
10. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
11. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2001.
12. Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей // Психология и право. – 2019. – Т.9. – №3. – С. 261–277.
сказка, психологический анализ сказок, психическое развитие ребенка, принципы культурно-исторической психологии, культурно-историческая теория
Ваша корзина пуста