ISSN 1997-9657
       

Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Рикель А.М. Страхи дошкольников: связь с познавательным и социальным развитием

Аннотация

Наличие страхов у дошкольников является распространенной проблемой, с которой сталкивается любой практикующий психолог. В представленном исследовании мы попытались выяснить, находит ли эмоциональное неблагополучие дошкольника отражение в успешности его когнитивной деятельности и развитии социальной компетентности. В исследовании приняли участие 81 воспитанник старших групп детских садов Москвы. Средний возраст девочек 69,2 месяца, мальчиков – 70,7 месяцев. При анализе полученных данных связи количества страхов с успешностью когнитивного и социального развития обнаружено не было. На основе полученных нами данных можно сделать вывод о том, что количест­во страхов как таковое не влияет на успешность познавательного и социального развития, тогда как повышенный уровень тревожности препятствует успешной когнитивной деятельности ребенка.

Фрагмент статьи

Изучение страха является традиционной темой в рамках изучения особенностей эмоционального развития детей (Meltzer H. et. al., 2008, Muris P. et. al., 2001). Исследователи различают понятия «страх» и «тревожность» (Прихожан А.М., 2000). Наиболее распространена точка зрения на страх – как на реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность – как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы в основном воображаемого характера (Прихожан А.М., 2000).

При исследовании детских страхов важно проводить такое разделение. Как видно из нижеописанных результатов, наличие страхов и тревожность по-разному сказываются на эмоциональном благополучии ребенка. Большое количество страхов у ребенка является индикатором эмоционального неблагополучия (Захаров А.И., 2005). При этом сама категория благополучия является достаточно изученной в психологии и гуманитарных науках (Осипов Г.В., 2014; Diener E., 2009; Eid M. et. al., 2008; Kahneman D. et al., 1999). Ее эмоциональную, то есть субъективную составляющую зачастую рассматривают во взаимосвязи с так называемым объективным благополучием. За этим, по сути, кроется важнейший вопрос: является ли субъективное благополучие, что представляется логичным, прямым отражением объективного, то есть благополучия экономического, политического, социального? Такая методологическая линия относится еще к работам Эмиля Дюркгейма, понимавшего социальные проблемы как некоторые объективно существующие социальные факты (Spector M., Kitsuse J.I., 2001).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов младших школьников. Дисс... канд. психол. наук. – Самара, 2002.
2. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенностью жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения. – 2010. – №5. – С. 189-215.
3. Веракса А.Н., Якупова В.А., Мартынен-ко М.Н. Символизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста // Культурно-историческая психология. – 2015. Том 11. – №2. С. 48–56. doi:10.17759/chp.2015110205
4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2005.
5. Ибахаджиева Л.А. Образы-символы страхов старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 47–51.
6. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 3. – С. 77–87.
7. Осипов Г.В. Новые социальные реальности: угрозы и вызовы 21 века // Развитие и экономика. – 2014. – С. 106–115.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
9. Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам: Раздел 2: Стандартные Цветные матрицы (включая параллельные версии Теста). – М.: Когито-Центр, 2009, 77 с.
10. Ремеева А.Ф., Колотова Ю.З. Специфика страхов детей из неблагополучных семей и их коррекция [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n1/50331.shtml (дата обращения: 04.02.2016).
11. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка. Нравственность современного российского общества: психологический анализ. – М.: ИП РАН, 2013.
12. Berggren N., Derakshan N. Attentional control deficits in trait anxiety: Why you see them and why you don’t. // Biological Psychology. 2013. 92(3). P. 440–446.
13. Cheie L., Visu-Petra L., Miclea M. The role of trait anxiety and cue salience on young children’s prospective memory performance // Psychology & Health. 2010. 25(6). P. 137–376. DOI: 10.1080/08870446.2010.502762.
14. Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Y., Gorovaya A., Visu-Petra L. A cross-cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2014. DOI: 10.1080/09297049.2013.879111
15. Diener E. The science of well-being: The collected works of Ed Diener. Social Indicators Research Series, 2009. Volume 37. The Netherlands: Springer.
16. Dubi K., Schneider S. The Picture Anxiety Test (PAT): A new pictorial assessment of anxiety symptoms in young children // Journal of Anxiety Disorders. 2009. Vol. 23 P. 1148–1157.
17. Eid M., Larsen R.J. (Eds). The science of subjective well-being. New York: Guilford Press. 2008.
18. Heukamp F.H.; Arino, M.A. Title, Does Country Matter for Subjective Well-Being? // Social Indicators Research, 2011, v.100. P.155 – 170.
19. Inglehart R. Faith and freedom: Traditional and modern ways to happiness. In E. Diener , D. Kahneman, & J.F. Helliwell (Eds), International differences in well-being. Oxford, UK: Oxford University Press. 2009.
20. Kahneman D., Diener E., Schwarz, N. (Eds). Well-being: The foundations of hedonic psychology. New York: Sage. 1999.
21. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation. 2007a.
22. Lahikainen A.R., Kraav I., Kirmanen T., Taimalu M. Child-parent agreement in the assessment of young children’s fears // Journal of cross-cultural psychology. 2006. Vol. 37 No. 1, January. P. 100-119.
23. Meltzer H., Vostanis P., Dogra N., Doos L., Ford T. and Goodman R. Children’s specific fears // Child: care, health and development. 2008. 35 (6). P. 781–789.
24. Muris P., Merckelbach H., Ollendick T. H., King N. J., Bogie N. Children’s nighttime fears: Parent–child ratings of,frequency, content, origins, coping behaviors and severity // Behaviour Research and Therapy. 2001. 39. P. 13–28.
25. Pons F., Daniel M-F., Lafortune L., Doudin P-A., Albanese O. Toward Emotional Competences. Aalborg (Denmark): Aalborg University Press, 2006. 97p.
26. Salmela M., Salanterд S., Ruotsalainen T., Aronen E.T. Coping strategies for hospital-related fears in pre-school-aged children // Journal of Pediatrics and Child Health. 2010. 46. P. 108–114.
27. Sресtоr М., Кitsuse J.I. Constructing Social Problems, Menlo Park, Calif.: Cummings, 2001.
28. Spence S.H., Barrett P.M., Turner C.M. Psychometric properties of the Spence Children’s Anxiety Scale with young adolescents // Journal of Anxiety Disorders. 2003. Vol. 17(6). P. 605-625.
29. Taimalu M., Lahikainen A.R., Korhonen P., Kraav I. Self-reported fears as indicators of young children’s well-being in social change: a cross-cultural perspective // Social Indicators Research. 2007. V. 80. P. 51–78.
30. Tsai, J.L., Knutson, B., & Fung, H.H. (2006). Cultural variation in affect valuation // Journal of Personality and Social Psychology, V.90. P. 288-307.
31. Visu-Petra, L., Cheie, L., Benga, O., & Alloway, T. P. Individual differences in trait anxiety and executive functioning in young children. Symposium “Working memory and executive functioning: exploring individual differences and learning outcomes”. The XV European Conference on Developmental Psychology, 2011, Bergen, Norway.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольный возраст, страхи дошкольников, тревожность, когнитивное развитие, социо­эмоциональная компетентность