ISSN 1997-9657
       

Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста

Аннотация

В данной статье предлагается рассматривать искусство как образовательный ресурс, использование которого в педагогической деятельности способствует решению задач воспитания, обучения и развития личности. Но поскольку большая часть взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста, не владеет системным пониманием сущности искусства, его функций, значения для образования, технологиями работы с детьми средствами искусства, ставится вопрос об их подготовке в этой области. Обосновывается актуальность совместного обучения взрослых, работающих с дошкольниками, на основе арт-педагогики – педагогического направления, в рамках которого осуществляется поиск, апробация и внедрение методов и технологий привлечения средств искусства для решения образовательных задач. Приводятся результаты самооценки компетентности взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста, в области привлечения искусства в педагогическую деятельность, полученные в результате опросов. Чтобы лучше понять особенности восприятия искусства взрослыми, являющимися педагогами разного профиля или членами семьи, предлагается рассмотреть структуру художественного образа в соответствии со схемой, которая отображает структуру взаимосвязей его компонентов. Раскрывается специфика педагогической работы с произведениями изобразительного искусства, выявляются стереотипы и ограничения восприятия художественного образа, обусловленные профессиональной специализацией воспитывающих взрослых. Описывается пример и демонстрируются возможности совместного решения образовательных задач при работе с произведением живописи педагогическими работниками разного профиля. Делаются выводы о целесообразности организации совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста, с использованием методов и технологий арт-педагогики, направленные на освоение языка изобразительного искусства.

Фрагмент статьи

Арт-педагогика как актуальное педагогическое направление

Одним из важных показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. является соответствие образования современным стандартам. Можно отметить определенные успехи и выявить некоторые трудности в ходе внедрения нового подхода к педагогическому процессу, одна из основных задач которого состоит в подготовке обучающихся к реальной жизненной практике на основе становления и развития у них системы ценностей, принятых в российском обществе (Данилюк А.Я., Конда­ков А.М., 2009).

ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность педагогов ДОО, исходя из того, что условия социализации и адаптации в современном мире требуют смещения целевых ориентиров педагогической деятельности с предметных (овладения знаниями, умениями и навыками) на развивающие личность ребенка. Поэтому значительная ответственность за реализацию ФГОС ложится на систему повышения квалификации педагогических работников (ФГОС ДО, 2013).

Одна из проблем внедрения образовательных стандартов заключается в инертности сознания педагогов. Те, кто сегодня воспитывает дошкольников (Вершинина Н.А., Хащанская М.К., 2016. С. 475), сами воспитывались и обучались в системе образования в логике знаниевого подхода. И, несмотря на то, что сегодня курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов направлены на реализацию ФГОС, на практике педагоги продолжают ориентироваться на приоритет овладения детьми знаниями, умениями, навыками. Ценностно-смысловая составляющая уходит на второй план, а то и совсем не осознается воспитывающими взрослыми (Хащанская М.К., 2015, Хащанская М.К., 2016. С. 138), как педагогами, так и родителями. В ходе анкетирования педагогов ДОО, слушателей курсов повышения квалификации в 2015–2017 гг., выяснилось, что около 80% опрошенных отождествляют понятия «образование» и «обучение». Формулируя цели образовательной деятельности, слушатели, среди которых педагоги ДО, преподаватели педагогических колледжей и училищ, детские психологи, музейные педагоги и другие воспитывающие взрослые, чаще ставят их предметно, не понимая стратегически, зачем проводится то или иное занятие. В то же время, развивающий аспект при постановке цели образовательной деятельности определяет весь ее смысл, и именно относительно этого смысла следует формулировать задачи педагогиче­ского процесса.

Список литературы

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994. – С. 352.
2. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 230 с.
3. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Кто сегодня воспитывает детей дошкольного возраста? / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kto-segodnya-vospityvaet-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 02.03.2017).
4. Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Зару­бежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе. Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-art-pedagogiki-kak-sistema-integrativnogo-primeneniya-elementov-iskusstva-v-obrazovatelnom-protsesse. (Дата обращения 16.11.2015).
5. Государственная программа развития образования на 2013-2020 гг. URL: https://goo.gl/tCSmD7. (дата обращения 20.03.17).
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://gigabaza.ru/doc/73866.html (дата обращения 20.02.17).
7. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Издательство политической литературы, 1974.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000.
9. Новиков А.М. Методология художест­венной деятельности. – М.: Эгвес, 2008. –
С. 72.
10. Осорина М.В. Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского «Букваря» и «Азбуки» А. Бенуа // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. / Сост. Е. Кулешов, И. Антипова. – М., Объединенное гуманитарное издательство, 2003. – С. 155–168.
11. Осорина М.В. Психологические особенности восприятия ребенком-зрителем в музее / М.В. Осорина, О.Л. Некрасова-Каратеева // Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: СпецЛит, 1998.
12. Подгорнова С.В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Науч. ред. Л.М. Ванюшкина. – СПб.: СПб АППО, 2013.
13. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. – Выпуск 2 (6). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2362 (дата обращения 01.03.2017).
14. Сергеева Н.Ю. Содержание понятия «арт-педагогика». Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-artpedagogika#ixzz4clBHBDvO. (дата обращения 20.03.2017).
15. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения 25.03.17).
17. Хащанская М.К. Арт-педагогика как инновационное педагогическое направление // Современные образовательные технологии освоения культурного наследия. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. СПб. – 2011. – C. 63-65.
18. Хащанская М.К. Воспитательный потенциал искусства в образовании взрослых // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта. – 2016. – № 52-1. –
С. 312-325.
19. Хащанская М.К. Совместное обучение воспитывающих взрослых // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21430 (дата обращения: 19.02.2017).
20. Хащанская М.К. Социальная общность взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста // Нижегородское образование. – 2016. – №1. – С. 133–139.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

взрослые, воспитывающие детей дошкольного возраста, совместное обучение воспитывающих взрослых, арт-педагогика, методы и технологии арт-педагогики, художественный образ, язык искусства