ISSN 1997-9657
       

Вершинина Н.А., Лагутина Ю.В. Нормативно-правовые основы домашнего дошкольного обучения и воспитания в современной России

Аннотация

В статье раскрывается специфика функционирования в Российской Федерации вариативных форм дошкольного образования «на дому». Домашнее дошкольное обучение и воспитание является новой формой получения образования детьми с 2 месяцев до 7 лет и с юридической точки зрения может быть организовано по-разному. Авторами охарактеризованы типичные модели обучения и воспитания дошкольников «на дому»: система гувернерской службы, «семейная дошкольная группа», «семейный детский сад», «детский сад семейного (или домашнего) типа». Особое внимание уделено рассмотрению тех моделей, где воспитателем детей является мама одного, нескольких или всех воспитанников, а педагогический процесс осуществляется непосредственно в квартире или частном доме мамы-воспитателя. По результатам исследования, проведенного в форме контент-анализа обсуждений, организованных мамами-воспитателями в социальной сети «В контакте» авторами были выявлены некоторые типичные трудности деятельности семейных дошкольных групп и семейных детских садов. В семейных дошкольных группах авторами выявлены следующие затруднения: вопросы организации, связанные с получением согласия на открытие такой группы органов управления образованием, Роспотребнадзора и пожарного надзора, установление трудовых отношений с заведующим детским садом, педагогические трудности, касающиеся разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования, организации индивидуальных
и групповых образовательных ситуаций, содержательного проведения прогулок. В семейных детских садах возникают сложности организационного характера, связанные с юридическим оформлением ИП, ведением бухгалтерии и «деятельности без штрафов», а также с привлечением потенциальных клиентов для оказания им платной дошкольной образовательной услуги и/или присмотра и ухода за детьми. В статье актуализирована проблема необходимости обеспечения качества дошкольного образования в группах «на дому», предложены некоторые пути ее решения.

Фрагмент статьи

Дошкольное образование, как первый уровень системы непрерывного образования, создает условия для развития личности ребенка, способного стать успешным в современном мире. А кто лучше мамы знает все потребности и возможности своего «чада»? Она воспитывает его с рождения и больше остальных заинтересована в том, чтобы он был успешным.

Формы дошкольного образования

Расширение вариативных форм дошкольного образования, среди которых выделяют домашнее образование, является уникальной возможностью для современных детей воспитываться и обучаться в комфортных, максимально индивидуализированных условиях.

В современной России домашнее образование, т.е. образование, получаемое «на дому», представлено следующими формами:

– система гувернерской службы – дополнительная образовательная услуга для детей дошкольного возраста на дому, осуществляемая по договору педагога с родителями (законными представителями) воспитанников;

– «семейная дошкольная группа» – является структурным подразделением (или одной из многих групп) МБДОУ или ГБДОУ и располагается в квартире или частном доме мамы-воспитателя, где часть детей (или все) постоянно проживают и одновременно получают дошкольное образование (собственные дети воспитателя), а часть детей являются «гостями семьи» и приходят только с целью дошкольного обучения и воспитания (Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С., 2012);

– «семейный детский сад» – организуется индивидуальным предпринимателем – мамой одного или нескольких детей – в собственной квартире или доме; с целью привлечения дохода, одновременно с собственными детьми мама-воспитатель осуществляет присмотр и уход за приходящими к ней дошкольниками из других семей (по договору) и зачастую оказывает им дополнительные образовательные услуги;

– «детский сад семейного (или домашнего) типа», «домашний детский сад» – частный детский сад на дому, в квартире или в съемном помещении нежилого фонда на коммерческой основе под собственным брендом или франшизой. Нанимаемые профессиональные педагогические работники могут осуществлять в таком детском саду присмотр и уход за детьми дошкольного возраста и их образование (при наличии лицензии). Организатором и/или одним из воспитателей данного детского сада может быть мама одного или нескольких воспитанников, но это обстоятельство является, скорее, случайным, нежели обязательным.

Список литературы

1. Арушанова А.Г. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А.Г. Арушанова, Е.М. Вавилова, В.В. Гербова В. В. и др.; под ред. А.С. Алексеевой. – М.: Просвещение, 1990.
2. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: автореф. дис. … канд.пед.наук: 190007. – М., 2007. – 25 с.
3. Ганичева А.Н. О безопасности и сертификации услуг домашнего педагога в образовательном пространстве мегаполиса / А.Н. Га­ничева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О.И. Ключко. – М.: МГПУ, 2016. – Текстовое электрон. издан. – СПб: НИЦ АРТ, 2016. – С. 392–396.
4. Геда Н. Создаем рабочую карту домашнего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/S2P5Ep (дата обращения: 12.03.2015).
5. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: автореф. дис. … д.п.н.: 130007. – СПб, 2002. –
41 с.
6. Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности детей разновозрастной группы в предметно-игровой среде: автореф. дис. … канд.пед.наук: 13.00.01. – Омск, 2002. – 21 с.
7. Давидчук А.Н. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада / А.Н. Давидчук, А.Г. Тамбовцева. – М.: Педагогика, 1989. – 49 с.
8. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. – 1984. – №2. – С. 46–48.
9. Доронова Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного дет­ского сада / Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, С.Г. Якоб-
сон // Дошкольное воспитание. – 1985. – №6. – С. 12–16.
10. Кондрашова Н.В. Семейные детские сады: опыт, проблемы и перспективы развития // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – №3. – С. 36–40.
11. Лагутина Ю.В. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования семейного детского сада: новые векторы // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: сб. научных статей. – СПб.: Изд. ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена». – 2016. – С. 118–123.
12. ОКВЭД 2 2017 с расшифровкой кодов. Система «Налоговая справка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.okvad.ru/razdel-p.html (дата обращения: 12.03.2017).
13. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности [Электронный ресурс] // Скепсис. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_2190.html (дата обращения: 12.03.2017).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №08-406 от 27.09.2012 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70452958/
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1049 от 5.08.2013 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70488792/
16. Постановление Правительства Ленинградской области №422 от 30.12.2008 «Об утверждении Примерного положения о детском саде семейного типа в Ленинградской области» (с изменениями на 27 июня 2016 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс» http://docs.cntd.ru/document/891801909
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета – Федеральный выпуск №6241, 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
18. Приказ Минтруда России №544н от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель учитель)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
19. Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы: пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений / М.М. Цапенко, Т.В. Волкова., А.С. Червова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 140 с.
20. Толстова И.А. Правовые основы создания и деятельности семейных детских садов // Вестник ТВГУ. СЕРИЯ «ПРАВО». – 2014. – №2. – С. 322–327.
21. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

модели домашнего обучения и воспитания, семейный детский сад, семейная дошкольная группа, детский сад семейного типа, мама-воспитатель