ISSN 1997-9657
       

VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

№6 2018 VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
Аннотация

В Москве в Шуваловском корпусе МГУ прошла VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE–2018). Мероприятие проходило под эгидой ЮНЕСКО, при поддержке Министерства образования и науки РФ, Общественной палаты РФ, Агентства стратегических инициатив. Организаторы мероприятия – МГУ имени М.В. Ломоносова и Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

Полный текст

Конференция стала одним из самых значимых событий в сфере дошкольного образования, где обсуждались актуальные проблемы воспитания и обучения детей младшего возраста. В мероприятии приняли участие представители 40 стран, 78 субъектов Российской Федерации, в общей сложности деловую и открытую программу ЕССЕ посетили около 3500 человек.

Проблемы образования и воспитания детей обсуждались с привлечением широкого круга экспертов очень высокого уровня в формате научных секций, круглых столов, панельных дискуссий. В работе приняли участие представители ЮНЕСКО (в том числе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО), Всемирного банка, Российской академии образования, Министерства просвещения, Министерства здравоохранения, Общественной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ, Исполнительного комитета СНГ. Поддержку мероприятию оказало Агентство стратегических инициатив. Организаторами мероприятия выступили МГУ имени М.В. Ло­моносова и Международная педагогиче­ская академия дошкольного образования (МПАДО).

Приветственное письмо участникам конференции направила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

В нем, в частности, говорится: «Никогда человек не бывает так уязвим и зависим от взрослых, как в детстве. Поэтому столь важным событием в сфере образования является VII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», благодаря которой транслируется богатый международный опыт экспертов, ученых и практиков в этой области». По словам представителя Министерства просвещения Андрея Петрова, отметившего значимость происходящего в МГУ события, неслучайно воспитание и обучение стоят через союз «и», так как это в действительности неразрывные вещи. «Сегодня признано, что система дошкольного образования, сложившаяся в России, – одна из самых конкурентоспособных в мире благодаря фундаментальным научным разработкам Льва Выготского и других выдающихся российских ученых и педагогов».

В адрес участников конференции были направлены приветствия Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Исполнительного комитета СНГ; Агентства стратегических инициатив. 

Конференция впервые прошла под патронатом ЮНЕСКО, в предыдущие годы мероприятие проходило под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Новый статус помог конференции обрести поистине глобальный масштаб. Ответственный секретарь комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе назвал мероприятие «блестящей площадкой для обмена передовым опытом, вносящей существенный вклад в достижение «Цели устойчивого развития 4.2», призванной обеспечить к 2030 году всем детям доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного образования».

Одним из самых ожидаемых гостей ЕССЕ-2018 была госпожа Йоши Кага, признанный эксперт, куратор проектов ЮНЕСКО в области воспитания и обучения детей, специалист по вопросам инклюзивного образования и гендерного равенства.

Особым вниманием на пленарном заседании пользовались доклады президента Международного психологического союза при ЮНЕСКО Сазасивэна Купера (ЮАР) и главы Индонезийского психологического общества Сегера Хэндойо. «Ребенок является центром будущего, – сказал С. Купер. – Дети имеют право не только на удовлетворение базовых потребностей в питании, получении имени и поддержании здоровья, но и на чистоту посланий, которые мы, взрослые, ежедневно невольно направляем им через СМИ – о войнах, насилии и убийствах. В наших интересах обеспечить безопасность нашего общего будущего».

В рамках конференции Российское психологическое общество подписало меморандумы о сотрудничестве с Панафриканским психологическим союзом и Индонезийским психологическим обществом. Подписание данных соглашений – еще один большой рывок в области консолидации усилий психологического сообщества в решении острых глобальных проблем. Суммарное население Индонезии, Российской Федерации и африканских стран составляет более 1,5 млрд человек. Подобное сотрудничество подразумевает создание совместных рабочих групп, проведение регулярных встреч и обсуждений, активизацию совместных психологических исследований, в том числе в области так называемой «киберпсихологии». Результаты этих исследований помогают оперативно подстраивать процесс подготовки педагогических кадров, отвечая на глобальные вызовы. Педагог сегодня работает с ребенком, рожденным в цифровой эре, а значит, ему необходимо четкое понимание актуальных задач в образовании и воспитании.

Также было подписано соглашение о сотрудничестве между Международной педагогической академией дошкольного образования (МПАДО) и кафедрой глобальных процессов при ЮНЕСКО.

Соглашение подписали ректор МПАДО Николай Веракса и заведующий кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Саямов. «В подобном сотрудничестве для нас речь идет прежде всего о дошкольном образовании как глобальном процессе и совместной работе. Мы планируем проведение исследований по оценке качества дошкольного образования, роли ребенка в этом процессе, взаимодействию детского сада с семьей. Это крайне важно, так как дошкольное образование – это цивилизационный процесс, выходящий за рамки регионов и даже стран, это сетевая система взаимодействия, позволяющая обеспечить международное сотрудничество в воспитании и обучении. Пожалуй, самая актуальная задача на сегодня оценить влияние цифровизации на детское развитие. В составе рабочей группы вместе с коллегами из Гётеборгского университета мы уже в 2018 году начнем первое масштабное исследование в этой области», – прокомментировал подписание ректор МПАДО, профессор Николай Веракса.

В общей сложности деловая программа ЕССЕ-2018 включила 25 тем. Говоря о наиболее значимых событиях, стоит отметить:

• панельную дискуссию «Глобальное будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации», на которой с центральным докладом выступила Ирина Комарова, ведущий российский эксперт по вопросам цифровизации;

• круглый стол «Культурно-историческая теория Л.С. Выготского в контекстах современного дошкольного образования», модератором которого выступил Николай Веракса – профессор, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования. В дискуссии принял участие Рогер Сальо – один из ведущих специалистов в мире по когнитивному развитию детей, профессор Гётеборгского университета, директор Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе;

• круглый стол, посвященный инвестициям и эффективности дошкольного образования и раннего детского развития, модератором выступил руководитель образовательных проектов российского представительства Всемирного Банка Тигран Шмис;

• круглый стол «Исследования качества дошкольного образования в России – 2017. Основные результаты и ориентиры развития». На круглом столе были представлены результаты трех крупных исследований в области оценки качества дошкольного образования: «Доступность дошкольного образования» – по результатам совместного исследования Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования»; «Лучшие детские сады России – 2017» – по результатам исследования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО при участии социального навигатора МИА «Россия сегодня»; «НИКО-Дошколка» – по результатам совместного исследования Рособрнадзора и Московского городского педагогического университета.

В завершение конференции была организована Открытая образовательная программа для педагогов и родителей. В этот день Шуваловский корпус МГУ принял более 2300 воспитателей детских садов, методистов, молодых ученых, родителей. Для посетителей программы прошли мастер-классы, лекции, семинары от производителей развивающих товаров для детей, авторов образовательных методик, выставка «Современное дошкольное образование». Свое слово в программе впервые сказали разработчики IT-платформ для детского сада, созданных для улучшения взаимодействия в цепочке педагог – ребенок – родитель.

VIII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет 29 мая – 1 июня 2019 года и будет приурочена к Международному дню защиты детей.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.