ISSN 1997-9657
       

Балина Л.Н. Виртуальный ясли-сад

№2 2012 Балина Л.Н. Виртуальный ясли-сад
Полный текст

Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих детей раннего, предшкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ДОУ.

«Виртуальный ясли-сад» – образовательное учреждение, созданное на базе детского сада, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет. Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих детей раннего, предшкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ДОУ, поможет решить проблему нехватки знаний у родителей по вопросам воспитания, обучения и оздоровления детей. Родители всех поселений района получат не только квалифицированную консультацию, но и практиче­скую помощь, узнают, как и чему обучать малыша дома. Проект позволит обеспечить подготовку к школе и тех детей, которые посещают детский сад, и тех, которые лишены этой возможности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проблема

Низкий уровень доступности медико-психолого-педагогических знаний для родителей дошкольников.

Цель

Повысить уровень доступности медико-психолого-педагогических знаний для родителей дошкольников, вооружить родителей разнообразными практическими и теоретиче­скими знаниями и умениями, которые понадобятся им в процессе воспитания детей раннего, предшкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи

1. Организация «Виртуального ясли-сада» с необходимой материальной базой и квалифицированным штатом специалистов, которые создадут условия для становления и самореализации каждой семьи, воспитывающей ребенка раннего, предшкольного возраста и ребенка-инвалида.

2. Помочь получить родителям конкретные навыки и умения для самостоятельного обучения малыша, понять особенности работы с ребенком раннего, предшкольного возраста и ребенком-инвалидом.

3. Создание для детей-инвалидов условий для нормального развития и коррекции его нарушений без отрыва от семьи.

4. Обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса.

5. Вовлечение различных органов власти и учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу по программе, разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями.

6. Содействие формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию педагогических методик.

7. Разработка курса практических занятий для родителей в «Виртуальном ясли-саду».

8. Выпуск учебно-методических пособий для родителей и педагогов, прописей для детей старшего дошкольного возраста.

Целевые группы

  • дети раннего возраста (от 0 до 3 лет);
  • дети старшего дошкольного возраста (5,5–7 лет);
  • дети-инвалиды, имеющие различный уровень физического и психического развития от 3 до 7 лет;
  • родители и опекуны, воспитывающие детей вышеперечисленных категорий;
  • педагоги, специалисты ДОУ.

Приоритетные направления

  • предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья психологических, педагогических и медицинских услуг;
  • дополнительная подготовка детей предшкольного возраста к обучению в школе;
  • просвещение и психолого-педагогиче­ская подготовка родителей.

Организационная структура

  • Педагогическое направление.
  • Психологическое направление.
  • Медицинское направление.
  • Методическое направление.
  • Направление взаимодействия.

Ресурсное обеспечение проекта

  • Воспитатели.
  • Педагоги-психологи.
  • Учителя-дефектологи.
  • Логопеды.
  • Инструкторы по физическому воспи­танию.
  • Музыкальные руководители.
  • Педагоги дополнительного образования.
  • Медицинские работники.

Материально-техническая база

Компьютер, веб-камера, микрофон, доступ в Интернет, программное обеспечение (Skype).

Срок реализации

2010–2013 годы.

Этапы

I. Подготовительный – 2010/11 уч. год.

II. Проектировочный – 2011/12 уч. год.

III. Основной – 2012–2013 уч. год.

IV. Диагностический – 2013 год.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • обучение большого количества человек;
  • повышение качества обучения за счет применения современных средств;
  • созданией единой воспитательно-образовательной среды;
  • разработка и апробация новых форм работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, способных повысить уровень социальной реабилитации и улучшить качество жизни семей, имеющих ребенка-инвалида.
  • увеличение численности детей, охваченных дошкольным образованием;
  • разработка и апробация индивидуальных форм взимодействия с родителями, создание команды специалистов;
  • повышение педагогической культуры родителей и опекунов;
  • создание на базе дошкольного учреждения системы обучения педагогов для работы с данной категорией семей;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ;
  • создание активно действующих работоспособных систем поддержки семейного воспитания через использование информационно–коммуникативных технологий.

Критерии оценки ожидаемых результатов

  • уровень развития детей;
  • уровень основной направленности инновационной деятельности.

Практическая ценность

  • многоуровневая работа с семьями и деть­ми;
  • расширение социальных контактов;
  • создание длительных поддерживающих отношений между участниками проекта;
  • сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми и родителями.

Актуальность

В Шуры­шкар­ском районе ЯНАО стоит острая проблема с обеспечением детей местами в детских садах. 126 (72,4 %) детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) не имеют возможности посещать дошкольное учреждение и общаться со сверстниками. В районе проживают 14 детей-инвалидов дошкольного возраста, 8 из них не посещают детские сады. Есть родители, которые в силу разных причин не могут или не хотят отдавать детей в детский сад.

Что же делать родителям, которые не знают, чему и как нужно обучать ребенка? В сельской местности нет курсов для родителей, которые воспитывают ребенка раннего возраста, ребенка-инвалида. В некоторых дет­ских садах пытались создать консультативные пункты для родителей и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Но такой опыт не нашел применения ни в одном детском саду района. Данная альтернативная форма дошкольного образования не стала эффективной и не была принята как родителями, так и педагогами. Одной из причин неэффективности обучения в консультативных пунктах родителей, воспитывающих детей-инвалидов, является некомпетентность педагогов сельских детских садов в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. ни в одном дошкольном образовательном учреждении нет специалистов по специальной дошкольной педагогике и психологии.

А ведь такие дети полностью оторваны от системы образования, и только родители смогут дать им те первые уроки, в которых они нуждаются. Но две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность общения с ребенком, необходимость в специализированной защите.

Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: несовершенна система их обучения; недостаточно специальной литературы для педагогов, которые испытывают трудности в общении с отцами и матерями больного ребенка, слабо организована дифференцированная работа по психолого-педагогическому просвещению родителей.

Анализируя сложившуюся ситуацию, мы определили проблему: низкий уровень доступности медико-психолого-педагогических знаний для родителей дошкольников.

Учитывая специфику жизни в Шурышкарском районе, мы разработали проект «Вир­туальный ясли-сад», в котором родители всех поселений района могут получить не только квалифицированную консультацию, но и практическую помощь, узнать, как и чему обучать малыша дома.

Специалисты, привлеченные из дошкольных образовательных учреждений района, дет­ской поликлиники дают рекомендации, советы родителям по воспитанию, обучению и оздоровлению ребенка.

Взаимодействие в процессе воспитания и обучения предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы обучения ребенка. Ключевыми моментами в составлении программ являются: диагностика возможностей ребенка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребенка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего, с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений.

«Виртуальный ясли-сад» поможет родителям познакомиться с особенностями развития детей и ухода за ними, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

Методическая база, выбранная для «Виртуального ясли-сада», – примерная основная образовательная программа «От рождения до школы», разработанная Н. Е. Вераксой, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также ряд инновационных программ воспитания, созданных учеными ведущих исследовательских центров по дошкольному воспитанию для детей раннего и предшкольного возраста.

Описание сетевого проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей: «Виртуальный ясли-сад» организует сотрудничество с родителями по следующим блокам:

1. «Мой ребенок раннего возраста».

2. «Мой ребенок идет в школу».

3. «Моему ребенку нужна помощь».

Каждый блок предполагает раскрытие следующих разделов:

1. Развитие.

2. Консультативный пункт.

3. Совместная деятельность со взрослыми.

4. Игровой центр.

5. Досуг.

6. Полезные советы.

7. Видеоканал.

8. Диагностика.

9. Форум.

10. Фотогалерея.

11. Объявления.

12. Конкурсы.

13. Интернет-магазин.

Рассмотрим содержание каждого раздела.

1. В разделе «Развитие» размещена информация о возрастных особенностях детей-дошкольников каждой категории, динамика развития ребенка на каждом возрастном этапе. Описаны особенности развития ребенка с проблемами здоровья.

2. В разделе «Консультативный пункт» родители могут ознакомиться с консультациями специалистов дошкольного образовательного учреждения:

Воспитатель

Для родителей, самостоятельно обучающих своего ребенка дома, подобран цикл занятий по программе дошкольного учреждения, с помощью которого родители, посмотрев занятие, смогут понять особенности работы с ребенком раннего, предшкольного возраста, ребенком-инвалидом, задать вопросы педагогу.

Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребенком является обучение родителей приемам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд консультаций и семинаров, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы.

Педагог-психолог

Педагог-психолог организует для родителей консультативный курс, направленный на повышение активности и стремления родителей к внутренней перестройке и коррекции отношений с ребенком в направлении эмоционального сближения. Важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей раннего, предшкольного возраста и детей с нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Цель консультаций и тренингов: привлечь внимание родителей к самим себе, избавить от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребенку и к самим себе. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом, обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед)

Курс создан для родителей детей, имеющих какие-либо речевые нарушения. Основная задача курса – практическая логопедическая, дефектологическая и психотерапевтическая помощь детям и их семьям, предупреждение и устранение различных видов нарушений и недостатков речи у детей в любом возрасте.

Освоение речи ребенком – важная функ­ция, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Для предот­вращения этих проблем необходима помощь логопеда и дефектолога.

Специалисты определят уровень развития речи дошкольников и, если понадобится, назначат коррекционные занятия. В данном разделе используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Направления деятельности:

  • раннее развитие логики ребенка;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие речи, фонематического слуха, звукового анализа;
  • устранение дефектов речи, полной (не говорит вообще) и частичной (картавая речь, заи­кание, ринолалия, неправильное произношение звуков).

Медицинские работники

Анализ результатов предварительного мониторинга состояния здоровья воспитанников образовательного проекта «Виртуальный ясли-сад» выявляет наиболее распространенные заболеваниями среди дошкольников. Анализ полученных результатов позволяет проводить коррекцию учебных планов с учетом состояния здоровья воспитанников, разрабатывать коллективные и индивидуальные рекомендации по сохранению здоровья детей. Медицинские работники обучают родителей различным формам массажа и самомассажа, дают консультации по питанию, соблюдению режима дня, знакомят с инновационными формами оздоровления и закаливания, обучают различным комплексам гимнастики (пальчиковая, для глаз, корригирующая, «для язычка»).

Инструктор по физической культуре

Программа курса составлена инструкторами по физической культуре с учетом возрастных особенностей физического развития дошкольников. По каждой возрастной группе (II группе раннего возраста, младшей, старшей) рассмотрены особенности двигательных навыков у детей, дана характеристика специфики воспитания и обучения.

В помощь родителям приведено большое количество игр разной подвижности, физиче­ских упражнений, комплексов упражнений для утренней и корригирующей гимнастики, описание различных видов самомассажа, физкульт­минуток, ритмических танцев. Представлены методические рекомендации по организации разных типов занятий по физической культуре; педагогические приемы руководства двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности; основные требования к моделированию двигательного режима дома. Приведены оздоровительные упражнения, направленные на развитие различных физиче­ских качеств, отдельных групп мышц. Особое внимание уделено индивидуальным занятиям с детьми, имеющими отклонения в физиче­ском и психическом развитии.

В данном курсе представлены оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижения зрения у детей и повышение резистентности организма, прилагаются примерные конспекты оздоровительных занятий, носящих тематический характер. Даны рекомендации, как правильно подобрать упражнения для ребенка раннего и дошкольного возраста, указана правильная последовательность упражнений, при этом особое внимание уделено постановке правильного дыхания при проведении зарядки.

Консультативный материал разработан с учетом сезонности (осенний, весенний, зимний и летний периоды), в соответствии со спецификой занятий в условиях помещения, площадки, стадиона, лужайки.

В данном разделе представлены оригинальные способы изготовления спортивных снарядов из подручных предметов.

Музыкальный руководитель

Развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста. Помочь детям войти в мир музыки – задача сложная.

В детском саду педагоги учат детей вслушиваться в музыку, наслаждаться ею, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививают культурные и эстетиче­ские ценности. Педагоги должны научить родителей использовать чудесную силу музыкального искусства.

Родители совершают много ошибок по незнанию, помощь детского сада просто необходима. Специалисты данного курса предлагают родителям различные формы сотрудничест­ва: индивидуальные беседы, консультации, статьи, буклеты, просмотр музыкальных занятий, праздников, развлечений (вместе с детьми старшего дошкольного возраста), предоставление возможности пользования фонотекой детского сада «Музыкальный киоск»; участие в составлении сценариев, подготовке и проведении праздников. Некоторые темы, которые освещают специалисты, подсказывают сами родители.

Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание.

Педагог дополнительного образования

Педагоги дополнительного образования занимаются развитием способностей дошкольников, содействуют выявлению и развитию талантов детей, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность.

Специалисты помогут родителям изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в развитии.

Задача специалистов состоит в том, чтобы помочь родителям создавать благоприятную обстановку для дошкольников, воспитывающихся дома, широко использовать их творче­ские возможности в подготовке и демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, проекты, показы, выступления и др.

Помощь педагогов и родителей даст ребенку возможность выбора индивидуального пути. Дополнительное образование, особенно детей с проблемами здоровья, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, увеличит пространство, в котором дошкольники смогут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Родители могут заранее сделать заказ на проведение той или иной консультации.

3. В разделе «Совместная деятельность со взрослыми» родители могут познакомиться с сеткой занятий, конспектами различных игр-занятий по десяти образовательным областям основной образовательной программы ДОУ, методическими рекомендациями по проведению игровых занятий с детьми с последующим их обсуждением на форуме.

4. «Игровой центр» предполагает размещение описаний разных видов игр и игровых упражнений для детей данных категорий: словесные, настольные, дидактические, игры разной подвижности, коррекционные, национальные, народные; игровые упражнения могут познакомить родителей с оборудованием, игрушками для вышеперечисленных видов игр, рекомендации по проведению игр и игровых упражнений. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в компьютерные развивающие игры. В этом же разделе размещены консультации на темы: «Какие игрушки нужны детям», «Полезные и вредные игрушки», «Игрушка в жизни ребенка», «Выбор игрушки в соответствии с возрастом ребенка», «Агрессивные игрушки», «Игрушки для детей раннего возраста».

5. В разделе «Досуг» представлена работа дошкольных учреждений по организации праздников, развлечений, театрализованных представлений для детей, имеющих различный возрастной ценз и уровень физического и психического развития. Также в данном разделе представлены консультации и методиче­ские разработки организации праздников, дней рождения ребенка, рекомендации по изготовлению подарков.

6. Раздел «Полезные советы» представит вниманию родителей различные рекомендации по воспитанию, обучению, развитию, питанию дошкольников. В этот раздел входят ответы специалистов дошкольного образовательного учреждения на вопросы родителей, заданных на форуме.

7. «Видеоканал». В данном разделе родители могут посмотреть видеозаписи индивидуальной и коллективной работы специалистов детского сада с детьми: игры-занятия, проведение массажей и самомассажей, беседы на актуальные темы, родительские собрания, семинары, консультации.

8. В разделе «Диагностика» размещены методические рекомендации по психолого-педагогической диагностике детей раннего и предшкольного возраста. В диагностический инструментарий входят тесты, игры и упражнения, с помощью которых родители совмест­но со специалистами ДОУ и самостоятельно могут определить уровень психического, физического и умственного развития своих детей. В диагностическое обеспечение входит инструкция по проведению обследования ребенка, демонстрационный и раздаточный материал, критерии оценивания и показатели развития ребенка данного возраста в норме. Также в данном разделе можно найти анкеты и тесты для родителей, определяющие их отношение, заинтересованность и удовлетворенность данной формой работы.

9. «Форум» предполагает переписку родителей между собой и со специалистами ДОУ. Участники педагогического процесса могут делиться впечатлениями, успехами и неудачами в деле воспитания, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста.

10. В разделе «Фотогалерея» размещены фотографии детей и их родителей.

11. В разделе «Объявления» представлена информация для родителей о проводимых педагогических мероприятиях (очных, заочных и дистанционных), рассылки о проведении акций, мероприятий и реализации проектов, как для детей, так и для родителей.

12. «Конкурсы». В данном разделе опу­бликована информация о проводимых конкурсах разного уровня: от институционального до всемирного. Здесь же размещены положения о конкурсах, итоги и представленный материал (детские работы), фотографии участ­ников конкурсов и их руководителей.

13. «Интернет-магазин» – полезные ссыл­ки интернет-магазинов, где можно приобрести товары для детей данных категорий.

Выводы

Дистанционное обучение для родителей необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы дошкольного образования. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные учреждения.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия детского сада и семьи.

Приложение 1. Этапы и сроки реализации проекта

Этап

Сроки

Содержание

I этап, подготовительный

2010–2011 учебный год

Проблемный анализ сложившейся ситуации в районе по педагогическому просвещению родителей, имеющих детей раннего возраста, детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Сбор, систематизация теоретического материала по проблеме. Выявление готовности педагогических коллективов детских садов района к работе в условиях сетевого проекта «Виртуальный ясли-сад».

II этап, проектировочный

2011–2012 учебный год

Постановка цели проекта, построение концептуальной модели, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, 
а также возможных негативных последствий. Подготовка программы экспериментальной работы. Подготовка педагогиче­ских коллективов к работе в условиях сетевого проекта.

III этап, основной

2012–2013 учебный год

Обеспечение условий для реализации проекта (подготовка материально-технической базы, кадровое обеспечение, распределение функций, согласование деятельности всех участников проекта), отслеживание текущих результатов, корректировка программы проекта. Реализация работы «Виртуального ясли-сада».

IV этап, диагностический

2013 год

Проведение мониторинга результатов проекта.

Приложение 2. Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерии

Индикаторы

Средства оценивания

Уровень развития детей

творческая деятельность детей

реальные достижения детей в разных видах деятельности

тестирование, анализ продуктов детской деятельности

качество умственной деятельности детей

умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности ее решения

исследования, мониторинговые срезы

готовность детей к школьному обучению

уровень знаний, умений, навыков

диагностика, тестирование

уровень заболеваемости детей

состояние здоровья детей

мониторинговые исследования

Уровень основной направленности проекта

изменение деятельности педагогов:

- степень вовлеченности педагогов в инновационный процесс;

- повышение уровня профессионального интереса и творческой активности

 

качество разработки и реализации развивающих и обучающих программ

система экспертных оценок

результаты изменения содержания и форм воспитательно-образовательного процесса

аналитическая деятельность

личностный рост педагогов

тестирование, беседы

повышение показателя рейтинга педагогов

анкетирование

отношение родителей к деятельности и развитию своего ребенка

степень участия родителей в совместных 
с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада

анкетирование, опросы

удовлетворенность родителей, 
дошкольников и педагогов жизнедеятельностью в «Виртуальном ясли-саду»

степень удовлетворенности всех участников педагогического процесса воспитательно-образовательной деятельностью

анкетирование

удовлетворенность родителей результатами деятельности педагогов и специалистов

степень удовлетворенности родителей деятельностью педагогов и специалистов

анкетирование

наличие информационных и методических материалов, обеспечивающих реализацию и внедрение тестовых технологий

наличие информационно-методических разработок

информационно-методический банк

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.