Авдеева Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния матери на процесс адаптации ребенка к ДОУ. Показана взаимосвязь степени привязанности ребенка к матери, характера взаимодей­ствия в диаде, отношения матери к дошкольному учреждению и процесса адаптации к ДОУ детей раннего возраста. В исследованиях принимали участие 107 пар мать – ребенок. В качестве методов исследования использовались: анализ листов адаптации; беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей протекания адаптационного периода ребенка; стандартизованное наблюдение за детьми, в том числе при встрече и расставании с матерью; анкетирование родителей с целью выявления отношения к дошкольному учреждению, особенностей адаптации и характера привязанности к матери, опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской; опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ). Результаты исследования показали, что благоприятное протекание процесса адаптации происходит у детей с надежной привязанностью, при высоком уровне эмоционального взаимодействия матери с ребенком и позитивном отношении матери к дошкольному образованию. Неблагоприятная адаптация отмечается у детей с ненадежной привязанностью, дефицитом позитивного эмоционального взаимодействия в диаде, негативном детском опыте матери посещения ДОУ.

Фрагмент статьи

Проблема адаптации ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении является актуальной для психологической науки и практики, начиная с первых лет существования общественного дошкольного образования и до настоящего времени. Это обусловлено тем, что во все времена дети, впервые переступая порог детского сада, испытывают, в большинстве своем, стресс, подвергающий организм и психику ребенка серьезным испытаниям. Стрессогенными являются: разлука с матерью, новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники, непривычный распорядок дня, ограничения поведения, необходимость выполнения требований, соблюдения правил.

К настоящему времени проведено большое количество исследований, посвященных определению факторов, оказывающих влияние на протекание процесса адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению (К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Го­лубева, С. Н. Теплюк, Л. Н. Галигузова, Л. В. Макшанцева, Т. Н. Филютина, Е. А. Чепра­кова и др.). Традиционно исследования факторов адаптации строятся вокруг изучения особенностей ребенка: состояния здоровья, возраста, сиблинговой позиции, потребности в общении со сверстником и взрослым, уровня развития предметной деятельности и самостоятельности. Позиция матери, ее вклад в протекание процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению остается недостаточно изученным.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Осо­бенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ// Психологическая наука и образование. 2010. № 3.
2. Андрусенко Н.О. Родительское отношение как фактор вхождения ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение. Магистерская диссертация. М., 2012.
3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
5. Галигузова Л.H., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
6. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду. 2004. № 1.
7. Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., 1986 г.
8. Теплюк С. Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. №3.
9. Филютина Т. Н. Формирование самостоятельности у детей двух-трех лет в семье как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению: дис... канд. Екатеринбург, 1999.
10. Чепракова Е.А. Адаптация ребенка к детскому саду // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1.
11. Ainsworth M.D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother // Merril-Palmer Quaterly, 1964.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

адаптация ребенка к ДОУ, привязанность к матери, стиль взаимодействия, эмоциональное отношение матери к ребенку.