ISSN 1997-9657
       

Волкова Т.В. Единое образовательное пространство «начальная школа – детский сад» как успешная система непрерывного развивающего образования и воспитания детей. Опыт Калининграда

Полный текст

В рамках российско-немецкого сотрудничества с «Учебно-методическим образовательным центром» городского округа «Город Калининград» в сентябре 2017 года руководитель немецкой образовательной ассоциации «ИКаРуС – Межкультурная коммуникация и русский язык» (IKaRuS e.V. – Interkulturelle Kommunikation und Russische Sprache, Deutschland) Томас Хенчель посетил образовательные учреждения Калининграда, об опыте одного из которых хотелось бы рассказать подробней.

В одном из исторических районов Кали­нинграда расположено муниципальное автономное образовательное учреждение города Калининграда начальная школа – дет­ский сад №72 (Образовательный комплекс «Солнечная страна»).

Школа в здании современного образовательного комплекса была еще в 1930-х годах в бытность Калининграда Кенигсбергом, соответственно – школой немецкой, для детей поселка Шарлоттенбург. Затем до 2000-х годов в здании была российская средняя школа, позже реорганизованная в новый для региона тип образовательного учреждения – начальную школу – детский сад, в котором сейчас после оптимизации пространства размещены четыре группы детского сада и двенадцать класс-комплектов. Проектная мощность учреждения составляет 500 мест.

Главной целью учреждения является создание в условиях единого образовательного пространства «начальная школа – детский сад» системы непрерывного развивающего образования и воспитания детей для формирования нравственной, интеллектуальной физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

В учреждении реализуются программы дошкольного и начального общего образования. Обучение ведется на русском языке, в качестве иностранного языка изучаются английский и немецкий языки.

Отличительной чертой учреждения является возможность реализации настоящей преемственности дошкольной и школьной ступеней образования во всех ее проявлениях, как формальных, так и практических.

Заместители руководителя по детскому саду и по школе работают в одном кабинете, что способствует более полному погружению в жизнь другого подразделения, взаимной координации планов и действий. Педагоги школы начинают работать со своими будущими учениками уже с трехлетнего возраста. Воспитатели в свою очередь почти до выпуска из школы сопровождают выпускников, помогая учителям корректировать поведенческие и учебные ситуации. Такое активное взаимодействие дошкольной и школьной ступеней образовательного пространства учреждения, безусловно, дает позитивные, самые важные плоды: дети успешны, им уютно и психологически комфортно в создаваемых для них условиях.

Взаимодействие детей дошкольного и школьного возрастов происходит в форме тьюторства. Это языковые занятия, которые охотно проводят с малышами выпускники детского сада, нынешние школьники, часто в своих бывших группах. Кроме того, можно ведь не просто рассказывать по ролям басню, а по итогам классного конкурса выступить перед малышами. Обоюдная польза и удовольствие. То же можно сказать о зарядках для малышей на английском или немецком языках. А можно еще просто забежать после уроков на прогулку или помочь любимой воспитательнице одеть малышей. Да много еще чего можно, от сложных совместных проектов до самых простых повседневных дел.

Большое значение и помощь в создании продуктивного образовательного пространства оказывает сетевое партнерство. Это спортивные школы, дома творчества, языковые школы Калининграда. Построена плотная сеть взаимодействия, которая позволяет максимально удовлетворять запросы детей и их законных представителей, порой не только идя за их запросами, но и формируя этот запрос, воспитывая вкус потребителя.

– Так, например, стали традицией развивающие каникулы для наших самых успешных в разных областях детей в Центре развития одаренных детей (ЦРОД) по совместно разработанной нами программе, предполагающей погружения в языковую среду, интересные краеведческие проекты и т.д., – рассказывает директор образовательного комплекса Елена Викторовна Лебедева.

Нельзя не отметить, что в гости в образовательный комплекс заглядывают бывшие ученики немецкой школы – туристы из Германии, бывшие жители Кенигсберга. Немецкие гости оставляют теплые отзывы и очень радуются, что в их бывшей школе так уютно и красиво.

В школе даже у малышей есть возможность изучения немецкого языка. Так как речь идет о детях дошкольного возраста, то и методы обучения соответствующие: через игру, режимные моменты, театр, в котором дети выступают со спектаклями на английском и немецком языках.

Безусловно, уровень качества образования и общая атмосфера образовательного учреждения зависит от личностных и профессиональных качеств руководителя. Когда руководитель задает высокую планку профессионального роста, то и все участники образовательного процесса тянутся к высоким результатам и продуктивному взаимодействию, повышению уровня профессиональных компетенций.

Школе действительно есть чем гордиться. Многолетние победы в конкурсах разного уровня, как педагогов, так и детей, главный приз на международном конкурсе педагогического мастерства в Минске в 2016 году, выигранный молодым педагогом школы Еленой Ивановой. Победы детей в разных конкурсах, первые строчки в региональном рейтинге образовательных учреждений на протяжении пяти минувших лет. Многочисленные гранты за победы в конкурсах школы и лингвистического лагеря.

– Участвуя в многочисленных образовательных стажировках, как в России, так и за рубежом, и я, и другие сотрудники привозим новые идеи, стараемся внедрить их, адаптируя к своему учреждению, – рассказывает Елена Викторовна. – Ведь важно, внедряя новое, сохранить дух своего учреждения. Например, внедрение систем видеонаблюдения, зонированного контроля доступа, системы аудиосвязи со всеми кабинетами школы и т.д. не отменяет традиции директора встречать каждое утро всех участников образовательного процесса у входа в школу. Это делает наше общение более личностным, кроме того, позволяет разрешить какие-либо проблемные моменты еще до их возникновения. Делая процесс управления более технологичным, хочется сохранить человеческое тепло. И мне не кажется, что это несовместимые понятия. Думаю, это управленческие компетенции следующего поколения.

Российская и немецкая стороны в лице директора начальной школы – детского сада №72 Елены Лебедевой и руководителя ассоциации «ИКаРуС» Томаса Хенчеля выразили желание в продолжении сотрудничества, подчеркнув, что двусторонний обмен опытом несомненно обогащает образовательные системы двух стран.

В знак дружбы и сотрудничества Томас Хенчель вручил школе памятные и полезные сувениры – развивающие книги для старших дошкольников, написанные на русском языке с параллельным переводом на немецкий, созданные в рамках проекта «Два языка – две культуры».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.