ISSN 1997-9657
       

Волкова Т.В. «Организационно-педагогическая деятельность семейных детских садов»

№05 2017 Волкова Т.В. «Организационно-педагогическая деятельность семейных детских садов»
Аннотация

В ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» прошел круглый стол «Организационно-педагогическая деятельность се­мейных детских садов».

Полный текст

В октябре текущего года исполнится десять лет, как правительство Москвы утвердило Положение об организации деятельности семейного детского сада, согласно которому семейный детский сад обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей, создается для многодетных семей, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Семейные детские сады организуются с целью:

• поддержки многодетных семей;

• обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;

• развития новых форм системы дошкольного образования;

• поддержки материнства и детства;

• предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей.

За 10 лет семейные детские сады стали в Москве популярной формой дошкольного образования, их количество постоянно растет. В 2010 году в Москве было 426 семейных дет­ских садов, к 2017 их число возросло до 806. Количество воспитанников в семейных детских садах в 2010 году составляло 1,3 тыс. чел., в 2017 – 2,7 тыс. чел.

Круглый стол был организован при поддержке руководителя Центра информирования о предоставлении образовательных услуг ДОгМ, заместителя директора ГБУ ГППЦ ДОгМ Марии Михайловны Цапенко с целью мониторинга работы семейных детских садов, взаимодействия образовательных организаций с семьями, анализа практики функционирования данной формы образования и перспективы ее развития, методической поддержки родителей-воспитателей в составлении педагогической отчетности и проведении занятий с детьми, а главное, живого общения и обмена опытом.

Гостями, участниками и ведущими данного мероприятия явились приглашенные эксперты, методисты образовательных комплексов, старшие воспитатели, специалисты системы дошкольного образования и педагоги дошкольных образовательных организаций. Но, в первую очередь, главные герои данной формы образования – мамы-воспитатели семейных детских садов, которые с радостью и неподдельным энтузиазмом представили опыт своей работы.

С приветственными словами выступили М.М. Безруких, академик Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, директор «ИВФ РАО», и Т.В. Волкова, руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «ИВФ РАО», соавтор практических пособий по организации семейного детского сада.

О многолетнем опыте организации работы семейных детских садов рассказали специалисты ГБОУ г. Москвы «Школа №14»: М.В. Гу­реева, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам, мама семерых детей; А.А. Голованова, мама пятерых детей, воспитатель семейного детского сада, куратор семейных детских садов; Я.А. Во­ро­нина, педагог-психолог, специалист по работе с семейными детскими садами.

Как организовать работу с педагогами и детьми семейных детских садов на базе дошкольного отделения – этот вопрос осветили зав. до­школьного отделения «Светофорик» Т.А. Нечушкина и социальный педагог В.Н. Калитина.

А.С. Червова, педагог-психолог, воспитатель ОП №5 ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1574», мама пятерых детей, соавтор практических пособий по организации семейного детского сада, представила примеры ведения календарного планирования и педагогической отчетности воспитателя семейного детского сада.

О.Б. Савинская, кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, выступила с докладом «Вариативность дошкольного образования в условиях мегаполиса: плюсы семейного воспитания для матери и ребенка».

Президент Ассоциации педагогов семейных детских садов Н.А. Польскова рассказала о деятельности ассоциации, целью которой является содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания как вариативных форм дошкольного образования в РФ.

М.Е. Вертелева, руководитель отдела образовательных программ издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», рассказала участникам о предстоящей VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE-2017), которая состоится в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Т.А. Филиппова, кандидат биологических наук, директор Центра диагностики развития ФГБНУ «ИВФ РАО», представила инновационные методики, учебно-развивающие пособия для занятий с детьми дошкольного возраста.

Прошедшая встреча еще раз доказала, что такая форма дошкольного образования, как семейный детский сад, востребована, динамично и позитивно развивается, мамы активно включены в организационно-педагогический процесс. Конечно, чтобы процесс запустился и гармонично функционировал, нужно обеспечить грамотную организационную и психолого-педагогическую поддержку со стороны образовательных комплексов. Образовательные организации, на базе которых функционируют семейные детские сады, продемонстрировали позитивный опыт работы образовательных организаций с семьей. Опытом делились мамы, психологи, методисты – то есть все равноценно и открыто!

Очень важно, что такие мероприятия находят живой отклик у мам-воспитателей семейных детских садов и специалистов образовательных организаций. Все же никто, кроме родителя, лучше и вернее не поймет своего ребенка, поэтому, занимаясь с мамой или папой, дети находятся в состоянии наибольшего психологического комфорта и раскрепощения, что, безусловно, благотворно влияет на их развитие и успех воспитательно-образовательного процесса в целом.

«Я – мама», – говорит героиня Натальи Гун­даревой из замечательного фильма о жизни многодетной семьи «Однажды двадцать лет спустя», отвечая на вопрос о том, чего она достигла в жизни.

Вот и мамы – воспитатели семейных детских садов – могут с гордостью произносить эту фразу, официально являясь настоящими педагогами, воспитывая и обучая своих детей, повышая педагогический уровень, способствуя развитию своих детей, собственному саморазвитию и профессиональному росту.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.