ISSN 1997-9657
       

Волкова Т.В. Организация работы в разновозрастной дошкольной группе. Отечественная и зарубежная практика

Фрагмент статьи

В современном дошкольном образовании как в России, так и за рубежом широко распространена организация педагогического процесса в рамках разновозрастной группы.

Зарубежный опыт

Если мы обратимся к европейской практике дошкольного образования, то увидим, что во многих дошкольных учреждениях, например в Германии, воспитательно-образовательный процесс часто организуется с учетом разновозрастного состава детей, а не посредством разделения на одновозрастные группы.

Главная особенность в организации работы в разновозрастной группе – индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом малокомплектности группы и/или при условии, что с детьми находятся несколько педагогов.

Часто весь разновозрастной состав детей (преимущественно от 3 до 7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы. Дети могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других, свободно передвигаются по помещениям детского сада. Воспитатели закрепляются, таким образом, не за группой детей, как в традиционных детских садах в России, а за конкретным помещением. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.

Подходы зарубежных коллег к организации образовательной среды в разновозрастной группе достаточно корректны по отношению к меняющимся интересам детей, их возможностям и потребностям, вариативны и представлены интересными решениями, некоторые из которых могут быть приемлемы и для российских дошкольных образовательных организаций.

Если же проектная мощность детского сада достаточно велика, то и рамки передвижения по учреждению строже, и группы одновозрастные. В целом, и с учетом разновозрастного состава группы, и при разделении по возрастным категориям, помещения оснащены по принципу «избыточной достаточности» и доступности, то есть так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Волкова Т.В. Как воспитать счастливого ребенка. Особенности дошкольного образования Германии // Школьный психолог. – 2015. – №10(535). – С. 28–30.
2. Волкова Т.В. Семейный детский сад: особенности развития социального и эмоционального интеллекта воспитанников // Современный детский сад. – 2017. – №4. –
С. 75–79.
3. Волкова Т.В., Фетисова Т.С. Осо­бенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №5.
4. Волкова Т.В., Червова А.С. Занятия в разновозрастной группе. – М.: Сфера, 2018.
5. Волкова Т.В., Червова А.С. Семейный детский сад. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2011.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.