ISSN 1997-9657
       

Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И. «Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности

№6 2019 Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И. «Семейный график» в детских  садах: исторический опыт и проблемы современности
Аннотация

В статье представлен анализ развития общественных и государственных требований к определению продолжительности работы детских садов за весь период существования системы дошкольного образования в России. Приводятся результаты мониторинга отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к введению «семейных графиков» работы в современных детских садах, отражающие преимущества и риски нововведения, связанные с удовлетворением потребностей семей в обеспечении присмотра и ухода за ребенком, а также успешным решением образовательных задач совместными усилиями семьи и детского сада. Характеризуются возможности современной нормативной базы для создания вариативных графиков работы дошкольных образовательных организаций.

Цель исследования – в исторической ретроспективе определить причины и характер изменений в режиме работы дошкольных учреждений, выявить педагогические и социальные риски при увеличении длительности работы современных детских садов. Материалами исследования являются опыт организации первых русских детских садов, нормативные документы, определяющие режим работы дошкольных учреждений на протяжении ХХ в. и на современном этапе развития дошкольного образования, результаты анкетирования 3415 воспитателей дошкольных групп 22 субъектов РФ, научные публикации, связанные с исследуемой проблемой. Методами исследования являлись: конкретно-исторический метод, ретроспективный анализ, мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов об условиях временного режима современных дошкольных организаций, статистическая обработка данных. Приведены результаты ретроспективного анализа причин изменения длительности работы российских дошкольных учреждений на протяжении всего времени их существования. Выявлено, что режим работы определялся целями детского сада обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка в разные исторические периоды, отражал ведущие тенденции социально-экономического развития страны, стремление государства вовлечь женщин в активную общественную и производственную жизнь. Это обеспечило нормативное утверждение вариативности графиков работы детских садов (дошкольных групп) в зависимости от местонахождения, потребностей и запросов семей, что является отличительной особенностью современного общественного дошкольного образования.

На основе результатов мониторинга мнений педагогов об увеличении времени пребывания детей в детском саду определены возможные риски, связанные со снижением времени общения родителей с детьми. Часть современных родителей тяготеют к увеличению времени работы детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Стремление родителей «построить под себя» график работы детского сада, соотнести его с личными потребностями нередко связано с непониманием сущности образовательной работы, не позволяет задуматься о последствиях недостаточного общения с ребенком. Определены тенденции взаимодействия педагогов с семьями для осознания родителями значимости общения с ребенком для его личностного развития.

Фрагмент статьи

Введение

В современном мире дошкольное детство признано «сензитивным периодом», во многом определяющим последующее развитие личности человека. «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития», – писал отече­ственный психолог Л.С. Выготский (Выготский, 1982. С. 252), идеи которого лежат в основе практически всех современных систем дошкольного образования.

Конституционным правом каждого российского ребенка является доступность и бесплатность дошкольного образования, которое реализуется родителями, имеющими преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, а также образовательными организациями. Одна из актуальных позиций современного дошкольного образования – его соответствие запросам семьи и общества. Основная цель дошкольных образовательных организаций не только образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, но и организация присмотра и ухода за детьми, предоставление возможности родителям осуществлять собственную учебную, трудовую деятельность, что позволяет решать социальные вопросы семьи и демографические проблемы общества в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепления здоровья детей; необходимости участия родителей в образовательной деятельности. Тем самым в современном дошкольном образовании создаются условия, необходимые для социальной ситуации развития детей в сензитивный период дошкольного детства. Необходимо подчеркнуть, что детский сад лишь во взаимодействии с семьей, с родителями закладывает основу формирования у ребенка в период дошкольного детства социальных эмоций, моральных норм, семейных привязанностей, общечеловеческих ценностей.

Особое внимание дошкольному образованию сегодня уделено в национальных проектах «Образование» и «Демография».

В ходе их реализации инициировано поручение Правительства России изучить на местах практику по установлению режимов работы дошкольных учреждений в рамках «семейного графика», позволяющего родителям забирать детей из детских садов в удобное для них время.

В связи с этим считаем целесообразным проследить ретроспективу становления нормативных требований к режиму работы детского сада как социального института воспитания ребенка от рождения до школы.

Детские сады Российской империи

Первые детские сады начали создаваться в России в середине XIX в. и, первоначально предназначаясь для детей состоятельных горожан, преследовали цель, определенную Ф. Фребелем, – объединить детей под руководством опытной садовницы для общих игр и занятий. Пребывание в них не было длительным: детей приводили матери, няни, гувернантки на 3-4 часа. Как правило, с 11 до 15 часов или, как в частном московском детском саду М.Х. Свентицкой, «день начинался в 10 час. утра, включал два занятия от 30 до 45 минут, прогулку, завтрак, игры или движения под музыку, иногда пения и в третьем часу дети расходились» (Свентицкая, 1913).

Появившиеся в начале ХХ в. семейные детские сады, получившие распространение в столичных и некоторых других городах, также предполагали только организацию специальных занятий и игр для детей. В рекомендациях Московского общества совместного воспитания и образования содержались требования не только ограничения числа детей в семейных детских садах – от 5–6 до 10–11 во избежание «излишней нервации», но и количества времени, которое дети проводят вместе: «достаточно 2–3 часов и то не каждый день» (Белая, Волобуева, Цапенко, 2009). Таким образом, первые частные платные детские сады были в значительной степени направлены на педагогическую работу с детьми и помогали семье в их развитии и воспитании.

Несколько иную цель преследовали бесплатные народные детские сады, направленные не только на педагогическую работу с детьми, но и на присмотр за детьми рабочих семей. Однако они также были открыты не более чем 6 часов, лишь иногда немного продлевая пребываниев них детей работающих матерей. Так, общедоступные детские сады для жильцов домов бесплатных квартир в крупных городах (например, дома Бахрушиных, Солодовникова в Москве) работали с 9 до 16 часов, а иногда до 18 часов. В этих детских садах устраивался полуденный часовой перерыв, во время которого дети уходили домой на обед (Белая, Волобуева, 1997). В других народных детских садах для детей в зависимости от четырех- или шестичасового пребывания устраивались завтрак и обед.

Известный в Москве городской универсальный народный детский сад в память О.Н. Кельиной в годы Первой мировой войны организовывал 2 отделения для детей – утреннее и вечернее, с расчетом, чтобы занятия утренние начинались с 10 до 14 часов, а вторая половина дня с 14 до 18 часов. В эти же годы получили распространение очаги для детей, чьи отцы ушли на фронт, которые работали в течение 10, иногда 12 часов и имели целью предоставить детям «возможно лучшие условия для их физического и духовного развития, а матерей освободить для работы» (Волобуева, 2014). Однако с точки зрения ведения педагогической работы с детьми было признано необходимым ограничить длительность работы очагов до 6 часов, что давало бы возможность оптимизировать работу педагогов, вести работу с семьей, но в этом случае многие дети оставались без присмотра взрослых. Поэтому только часть очагов перешли на такой режим работы.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF с сайта

Список литературы

1. Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Листая страницы истории: Из прошлого дошкольного воспитания Москвы. – М., 1997.– 126 с.
2. Белая К.Ю., Волобуева Л.М., Цапенко М.М. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей. – М.: Чистые пруды, 2009 – 32 с.
3. Волобуева Л.М. Очаги для малолетних детей в годы Первой мировой войны // Русская старина. – 2014. – №2 (10). – С. 94–104.
4. Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве (1900-1928 гг.): Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1994.
5. Временное положение о дошкольном дет­ском учреждении – яслях-саде. Постановление Со­вета Министров РСФСР от 8 марта I960 года №327.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Соч. в 6 т. Т. 2 / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С. 252.
7. Довгалевская А.И., Стукалина Р.И. Дошкольное строительство: рабочая книга по организации дошкольного воспитания в РСФСР / Под ред. М.М. Виленской. – М.: Работник просвещения, 1929.
8. Ерофеева Т.И. Новые перспективы взаимодействия педагогов с семьей дошкольника // Актуальные проблемы развития теории и практики дошкольного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (9 ноября 2017 года) / Ред.-сост. Т.И. Ерофеева. Текстовое электронное издание. – М.: НИИ школьных технологий, 2018. – С. 40–44.
9. Ерофеева Т.И., Березина Ю.Ю. Осо­бенности организации игрового пространства для дошкольников в семье // Игровая культура современного детства: материалы I Международной научно-практической конференции 28–30 сентября 2016 года. Текстовое электронное издание в 2-х томах. – М.: НАИР, 2017.
10. Ерофеева Т.И., Дорохина Н.А. Социальная активность старшего поколения в воспитании детей дошкольного возраста // Новая социальная политика и качество жизни: исследования и прогнозы: материалы I Международной научно-практической конференции 17 октября 2017. – СПб.: НОО Профессиональная наука, 2017. – С. 252–269.
11. Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста // Советская педагогика. – 1973. – №1. – С. 34.
12. Зверева О.Л. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями на современном этапе // Дошкольник: Методика и практика воспитания. – 2018. – №3. – С. 55–60.
13. Методическое письмо о дошкольном воспитании в деревне. Письмо первое. – М.: Работник просвещения, 1926.
14. Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады). Постановление Минтруда России от 21.04.1993 года №88.
15. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства обра­зования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014. Приказ Мин­просвещения России от 21.01.2019 года №32.
16. О работе дошкольных учреждений в условиях перевода рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Письмо Министерства просвещения СССР от 22 января 1968 года №4-М.
17. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. – М.: Госиздат, 1921.
18. Положение о детском дошкольном учреждении. Приказ Минпроса СССР от 29 января 1985 года №16.
19. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014.
20. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. Наркомпрос РСФСР, 1939.
21. Свентицкая М.Х. Наш детский сад. – М., 1913.
22. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от
1 июля 1995 года №677.
23. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №666.
24. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 года №2562.
25. Типовые штаты детских садов. Постановление Совмина РСФСР от 21.09.1957 года №1076.
26. Типовые штаты дошкольных учреждений. Приказ Минпроса СССР от 31.12.1971 года №103.
27. Устав детского сада. Наркомпрос РСФСР 15.12.1944 // Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980.
28. Устав дошкольных детских учреждений // Еженедельник НКП. – 1924. – №18. – С. 16–20.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

детский сад, график работы, историческая ретроспектива, семейный график, потребности родителей дошкольников