ISSN 1997-9657
       

Воробьева И.И., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь качества дошкольного образования, уровня развития творческого мышления воспитанников и развития творческого мышления педагогов при решении педагогических задач

№5 2019 Воробьева И.И., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь качества дошкольного образования, уровня развития творческого мышления воспитанников и развития творческого мышления педагогов при решении педагогических задач
Аннотация

Статья посвящена результатам пилотного исследования связи качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития творческого мышления дошкольников и исследованию развития творческого мышления воспитателей при решении педагогических задач.

В основе исследования – представления о качестве образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, и структурно-диалектический подход, описывающий диалектическое мышление как способность к творческому преобразованию объектов и ситуаций. Исследование было направлено на изучение возможных связей качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития диалектического мышления детей, а также способности взрослых (педагогов) применять инструменты творческого мышления при решении профессиональных задач: проектировании образовательного действия и развивающего диалога с ребенком.


Исследование было проведено на случайной выборке дошкольных отделений образовательных комплексов г. Москвы (всего 103 ребенка от 5 до 6,5 лет и 35 педагогов). Для оценки качества образовательной среды мы использовали шкалы ECERS и пилотный вариант шкалы «Стимулирование диалектического мышления». Для оценки творческого мышления дошкольников использовался блок методик для измерения уровня диалектического мышления, а для взрослых была разработана и апробирована методика изучения мыслительных стратегий при решении профессиональных педагогических задач.

Мы обнаружили, что существуют разрывы между необходимыми условиями для развития творческого мышления детей и традиционными способами организации пространства группы и взаимодействия с дошкольниками.

Методика оценки творческого (профессионального) мышления педагогов позволила получить важные для профессионального сообщества данные и может быть положена в основу будущих исследований творческого мышления взрослых.

Фрагмент статьи

Творческое мышление детей и взрослых

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к структуре основной образовательной программы, условиям и результатам ее реализации. Новые ориентиры заданы как в отношении содержания дошкольного образования, так и в отношении условий и способов их достижения. Современное понимание качественного дошкольного образования предполагает наличие у педагога таких профессиональных компетентностей, которые позволяют ему разрабатывать собственное развивающее занятие, обучать детей ведению диалога, самостоятельно проектировать и организовывать развивающую среду в дошкольном учреждении, проводить мониторинговые процедуры по оценке индивидуального развития ребенка и др.

В процессе профессиональной деятельности специалиста (педагога, воспитателя) приобретенные знания и освоенные технологии достаточно быстро устаревают. Новые открытия в областях возрастной, когнитивной, детской социальной психологии и педагогики дают нам возможность не просто другого, но более сложного взгляда на ребенка. Вопросы о том, «на что способен ребенок?», «каковы механизмы вхождения его в культуру?», «что такое качественное дошкольное образование?», «какова роль взрослого в развитии ребенка?», звучат по-новому актуально.

Одна из важных профессиональных компетентностей педагога – работать с развивающимся содержанием, что предполагает мыслительную способность продуктивно преобразовывать противоречивые ситуации. Например, выстраивать свое профессиональное отношение и давать оценку новым открытиям, знаниям, которые часто противоречат тому, что было известно ранее. Педагог, стремящийся идти в ногу с развивающейся психолого-педагогической наукой, должен обладать способностью «вписывать» достижения современной науки в свое научно-профессиональное мировоззрение, при этом не просто прибавляя новое знание к уже имеющимся, а соотнося их с собственными теоретическими представлениями и продуктивно (творчески) преобразуя в практические решения. Кроме этого педагог должен уметь выстраивать образовательную ситуацию так, чтобы помогать детям развивать творческий потенциал.

Дошкольный возраст является сензитивным как для освоения нормативной стороны окружающего мира, так и для формирования мыслительных структур, позволяющих замечать и совершать преобразования. На протяжении дошкольного детства ребенок способен сделать два важных открытия: несмотря на кажущиеся изменения в мире можно увидеть существенное и неизменное (нормативное пространство культуры) и обратное – в мире происходят изменения и качественные преобразования (превращения и появление нового). Важно, чтобы взрослые, которые работают с детьми, были чувствительны к этим процессам, проектировали и реализовывали ситуации, чтобы помочь ребенку двигаться творческим путем. 

Ценность детской нечувствительности к противоречиям и способности естественным образом ими оперировать впервые была описана в работах Н.Е. Вераксы, который предположил, что нечувствительность к противоречиям является не возрастной ошибкой, а принципиальной особенностью детской психики, представляющейся базисом для формирования ведущей деятельности дошкольного возраста – игры. Способность оперировать противоположностями и опосредствовать их получила название «диалектическое мышление». Еще одним ключевым тезисом Н.Е. Вераксы стало предположение, что в основе создания нового содержания лежит способность к объединению противоположностей. Таким образом, структурно-диалектический подход, разработанный Н.Е. Вераксой, выдвигает идею о том, что «диалектическое мышление лежит в основе творчества» (Веракса, 2006).

Понимание творческой природы диалектического мышления невозможно без конкретизации понятия «творчество» в рамках структурно-диалектического подхода. Творчество обозначается не как оригинальность или эстетическая ценность, а как процесс создания нового (Крашенинников, 2008). Такое понимание творчества характеризуется заменой идеологически-оценочного смысла понятия на функциональное (Диагностика диалектического мышления, 2013).

Полный текст читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF статьи.

Список литературы

1. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур продуктивного мышления детей и взрослых. – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 21 с.
2. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н. Каче­ство дошкольного образования и уровень развития детей // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 153–163.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С.14–25.
4. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Автореф. д-р. психол. наук. – М., 1991.
5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Позна­вательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2012.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации //Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – №2. – С. 46–53.
7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Струк­турно-диалектический метод психологиче­ского анализа и его математическая модель / Методологические основания модели позиционного обучения студентов педагогического колледжа (структурно-диалектический подход). – Красноярск, 2004.
9. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
10. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие / Отв. ред. Е.Е. Крашенинников. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
11. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М., 2012.
12. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2. – С.16–31.
13. Современный детский сад. Каким он должен быть. ФГОС / Под общ. ред.
О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 312 с.
14. ФГОС ДО. 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 20.
15. Хармс Т., Клиффорд Р., Крайер Д. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. ФГОС. – М.:Национальное образование, 2019. – 112 с.
16. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Краше­нинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современ­ное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С.22–33.
17. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Журнал филологии и культуры. – М., 2013.
18. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–69.
19. Шиян И.Б., Шиян О.А. Проблема метакогнитивного развития как стратегии построения образовательных программ // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – М., 1999.
20. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

творческое мышление, профессиональное мышление, проблемные ситуации, дошкольники, качество образования