ISSN 1997-9657
       

Евдокимова Е.С. Региональная программа гражданско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина»

№1 2008 Евдокимова Е.С. Региональная программа гражданско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина»
Фрагмент статьи

Развитие личности дошкольника – уникальный процесс, обусловленный разнообразным взаимодействием ребенка с окружающим миром.

Воспитание гражданина – ключевая цель образования. В противоречивых условиях развития информационного общества родителям, педагогам важно направлять свои усилия на приобретение ребенком позитивных моделей поведения в природе и обществе; позитивного и ответственного отношения к себе и окружающим, к природе; начальных знаний о жизни человека в сообществах; определенных личностных качеств; коммуникативной компетентности; навыков работы с информацией.

Региональная культура является первым шагом в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности. Она имеет свое культурное наследие, свои культурные ценности. Русская земля щедра талантами, и в каждом регионе есть свои герои. Изучать традиции и культуру своего края необходимо уже в дошкольном возрасте. Задача эта сложная.

Проведенный нами анализ федеральных и региональных программ показал недостаточную ориентацию на развивающее взаимодействие взрослых и детей, старших и младших дошкольников, детского сада и семьи, учреждений образования, культуры в решении актуальных задач гражданско-патриотического воспитания. Почему? Одна из причин состоит в том, что проблема взаимодействия взрослых и детей в должной степени не проработана, не поставлена на соответствующем научном уровне – не определено пространство, содержание, способы, характер взаимного действия растущих и взрослых людей.

Обнаруженные нами национально-региональные проблемы дошкольного образования, неразработанность современной семейно-общественной модели воспитания гражданина и патриота на культурно-исторических традициях Нижневолжского региона послужили стимулом к проведению долгосрочного исследовательского проекта по созданию региональной программы в качестве компонента содержания дошкольного образования.

Наш проект появился в 2002 году и через полгода преобразовался в региональный. Невозможно воспитывать гражданина Волгограда в отрыве от истории, культуры Нижневолжского региона. В проекте задействовано свыше 20 дошкольных образовательных учреждений Волгограда и области (МОУ д/с Волжского, Фролово, Камышина, Петрова вала, Котово, Дубовки). Проектные группы изучали современные исследования и практический опыт регионов России по выявленной проблеме, обучались на курсах повышения квалификации (в том числе участвовали в тренингах на развитие диалогического общения в триаде «ребенок – педагог – родитель»); создавали информационный банк данных по вопросам организации партнерства образовательного учреждения и семьи в гражданскопатриотическом воспитании детей; определяли необходимые условия для развития общности «дети – родители педагоги» на принципах открытости, диалога, гуманности; принимали участие в возрождении традиционных и разработке инновационных форм и методов взаимодействия образовательного учреждения с семьей (проведение тематических педсоветов, семинаров на базе МОУ д/с с активным участием родителей воспитанников; открытие студий, клуба для родителей; проведение презентаций семей воспитанников через семейные выступления, выставки; организация семейного туризма и т. д.); отслеживали и обобщали результаты проекта.

Программа «Воспитание маленького волжанина» ориентирует педагога ДОУ на поддерживающее и развивающее взаимодействие с ребенком 3–7 лет, родителями (семьей), педагогами школы, специалистами учреждений дополнительного образования, культуры. Во взаимодействии воспитывающих взрослых с ребенком реализуются потребности в развитии его физического, сенсорного, интеллектуального, духовного «я», свободе, во взрослении; развивается внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное общение, направляющее внимание ребенка к ценностям национально-региональной культуры.

Во взаимодействии происходит совместное культурно-историческое развитие взрослого и ребенка: осваиваются и создаются новые традиции, ребенок включается в проблемы, актуальные для семьи, детского сада, района, города (села), края.

В контексте педагогики взаимодействия нами определены не только цели для педагога как ожидаемый результат развития его социально-культурной компетентности, но и цели для других воспитывающих взрослых (родителя, специалиста учреждения культуры) и ребенка. Цели определены по трем направлениям: «Природа родного края», «История и культура родного края», «Искусство родного края». Они отвечают критериям реальности, конкретности, диагностичности; имеют мотивирующий, стимулирующий характер для всех участников образовательного процесса.

Покажем это на примере старшего дошкольного возраста 2-й ступени (от 5 до 7 лет).

Социально-культурные компетенции ребенка, педагога, родителя

Ребенок

Знаком с названием города, его официальной символикой (флагом, гербом), значимыми объектами города (села), с историческим созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края. Совместно со взрослыми посещает исторические и памятные места центра Волгоградской области – города Волгограда, бережно относится к ним. С уважением и гордостью относится к людям, защищавшим и созидающим город и внесшим свой вклад в развитие Волгограда. С гордостью относится к истории имен города (Царицын, Сталинград, Волгоград) и его символике. Восхищается и эмоционально откликается на красоту и величие реки Волги.

Гордится своей малой родиной. Способен к совместному со взрослыми поиску информации об истории и культуре родного города (села), известных людях, умеет донести ее до сверстников. Проявляет интерес к посещению театров, музеев, библиотек города (села) и района, общению со специалистами учреждений культуры. Понимает значимость этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия.

Интересуется современными событиями. Активно и творчески участвует в проведении музыкальных праздников и развлечений, посвященных родному городу (селу) и его истории. Воспринимает и эмоционально откликается на теле-, видео-, аудиосредства, используемые взрослыми при ознакомлении с родным городом (селом). Использует самостоятельно и совместно со взрослыми различные виды художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи) для отражения своих впечатлений о родном городе. Фантазирует о будущем родного города (села), Волги.

Педагог

Владеет информацией об историческом прошлом родного города (села), Нижнего Поволжья. Повышает свою компетентность посредством сотрудничества со специалистами, посещения музеев, библиотек, организации семинаров, экскурсий. Ориентирует специалистов учреждений культуры на психофизиологические возможности ребенка и учет объема информации, которая может быть им воспринята. Помогает сотрудникам музеев и библиотек отбирать информацию о родном крае, доступную для восприятия дошкольников.

Приобщает детей к культурно-историческому наследию родного края (города, села). Знакомит их с культурно-историческими объектами (театрами, музеями, библиотеками, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края. Помогает каждому ребенку реализовать свои индивидуальные интересы в познании истории, отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности.

Создает мотивацию у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, гордости за свою семью, род. Ориентирует родителей на приобщение ребенка к культуре и истории родного края. Разрабатывает совместно с родителями и специалистами, а также предлагает готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, посещения учреждений культуры (краеведческий музей, музей-панорама «Сталинградская битва», планетарий, ансамбль Мамаев Курган и др.).

Родитель

Знакомит ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного края, способами ее приобретения. Поддерживает у ребенка интерес к истории и культуре края, воспитывает чувство гордости и привязанности к любимым местам. Показывает, как связаны судьба семьи с судьбой родного края.Вместе с ребенком совершает прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествует по районам Нижнего Поволжья; знакомит с возможными сценариями отдыха, познания окружающего. Помогает ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах родного края, знаменитых людях. Участвует в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересуется происходящими событиями. Принимает участие в благоустройстве своего двора, района.

Приобщает к этому ребенка. Рассказывает о своей профессии, о ее значимости для родного края; гордится своим предприятием. Предлагает ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывает осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию края.

Обращается к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с ребенком (знакомство с историческими и памятными местами). Принимает помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры края. Уважает и поддерживает авторитет педагога в семье, ценность его помощи.

Оказывает помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, организуемые встречи, экскурсии).

Содержание программы «Воспитание маленького волжанина» рассматривается нами не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданского образования. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.