ISSN 1997-9657
       

Чеха В.В. Воспитанники дошкольных образовательных учреждений: особенности правового статуса

Полный текст

Автор рубрики – Чеха Вадим Витальевич – кандидат юридических наук, начальник отдела по кадровой и правовой работе агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края. На страницах журнала В.В. Чеха расскажет о правовых аспектах дошкольного образования, юридических нормах, правах и обязанностях участников образовательного процесса, будет информировать о новых указах и постановлениях, касающихся дошкольного образования. В образовательной сфере нередко возникают спорные ситуации, и В.В. Чеха поможет в них разобраться и с удовольствием ответит на вопросы читателей.

Как и любой иной субъект права, воспитанники дошкольных образовательных учреждений обладают правоспособностью (способностью выступать носителями прав и обязанностей), которая возникает с момента рождения человека. В этом отношении воспитанник дошкольного образовательного учреждения по своему статусу лица, обладающего правоспособностью, аналогичен взрослому человеку.

Правовое положение воспитанников определяется прежде всего тем, что они не обладают дееспособностью, которая возникает в полном объеме с 18 лет.

За детей, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки совершают их родители, усыновители и опекуны (пункт 1 статьи 28 Гражданского кодекса РФ). При этом особенностью детей дошкольного возраста является то, что у них нет возможностей, которыми обладают, например, дети, вышедшие из данного возраста, но не достигшие 14 лет (в частности, возможностями совершать так называемые мелкие бытовые сделки, как, например, покупка в магазине товара небольшой стоимости и т. д.). Таким образом, правовой статус воспитанников включает, прежде всего, права, а также соответствующие гарантии их реализации.

В статье 28 Декларации прав и свобод человека и гражданина закреплено право детей на особую защиту. В соответствии с этим любой ребенок (лицо в возрасте до 18 лет), в том числе и воспитанник дошкольного учреждения, обладает набором особого рода прав, предусмотренных в международных актах (прежде всего в Конвенции о правах ребенка), в федеральных законах и иных актах.

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и ратифицированная Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I, содержит важнейшие для государств – участников конвенции положения, устанавливающие права и гарантии ребенка. Среди последних возможно особо выделить следующие:

  • гарантия обеспечения прав ребенка без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (пункт 1 статьи 2);
  • право на жизнь, в связи с чем государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6);
  • право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (статья 8);
  • право ребенка на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (статья 19);
  • право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (статья 24);
  • право ребенка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (статья 26);
  • право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27);
  • право ребенка на образование (статья 28);
  • право ребенка на пользование своей культурой, родным языком, исповедование своей религии, исполнение ее обрядов (статья 30);
  • право ребенка на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободное участие в культурной жизни и занятие искусством (статья 31); право ребенка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (статья 33);
  • право ребенка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34).

На воспитанников дошкольных учреждений распространяются общие гарантии, установленные в отношении детей нормами федерального законодательства, в том числе нормами Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Необходимо отметить то, что на воспитанников распространяются правовые нормы Закона РФ «Об образовании», регламентирующие статус обучающихся всех образовательных учреждений. Так, например, статья 51 указанного закона предусматривает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Пункт 32 типового положения регламентирует содержание правоотношений воспитанников и работников дошкольных образовательных учреждений. Устанавливается, что указанные отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения должны строиться на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Содержание данных правоотношений предполагает, прежде всего, наличие обязанностей со стороны работников дошкольного учреждения по уважению личности ребенка, созданию условий для его развития во время пребывания в указанном учреждении.

К сожалению, нынешняя ситуация, при которой средняя заработная плата воспитателей дошкольных образовательных учреждений примерно в 2 раза меньше размера средней заработной платы учителя общеобразовательной школы, не позволяет привлекать в дошкольные учреждения высококвалифицированные педагогические кадры (воспитателей а также педагогов-психологов, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре). При этом норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителя предметника составляет 18 часов в неделю, учителя начальных классов – 20 часов в неделю, а воспитателя – 36 часов в неделю, что примерно в 2 раза больше нормы часов педагогической работы перечисленных категорий работников.

Согласно пункту 1 статьи 50 Закона РФ «Об образовании» права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. То есть правовой статус воспитанников дошкольных учреждений регламентируется также актами дошкольного образовательного учреждения – уставом, положениями.

Таким образом, правовой статус воспитанников составляют главным образом права воспитанников, а также гарантии их реализации, содержащиеся в актах различного уровня.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.