ISSN 1997-9657
       

Риджуэй A. Возможности культурно-исторической теории в качестве диалектической методологии

№8 2014 Риджуэй A.  Возможности культурно-исторической теории в качестве диалектической методологии
Аннотация

Можем ли мы лучше понять процесс детского образования, если взглянем на него в исторической перспективе? Как различные институты (включая семью) влияют на раннее детство? В настоящей работе, являющейся частью крупного исследовательского проекта в сфере австралийского дошкольного образования, рассмотрены возможности культурно-исторической методологии для лучшего понимания влияния институциональных факторов на детское развитие. О невидимых факторах, определяющих процесс исторического развития, автора заставило задуматься посещение своего первого места работы. В теоретическую основу работы легли исследовательская модель Хедегорд, посвященная влиянию институциональных практик на детское обучение и развитие, и культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Источником для исследования стали материалы, предоставленные одной семьей. На их основе был выстроен диалектический анализ различных практик, позволивший рассмотреть пример исторического развития детства.

Фрагмент статьи

Введение и контекст исследования

Настоящее исследование было инспирировано одним из проектов Австралийского Исследовательского Совета (ARC). Теоре­ти­ческая основа этого проекта была рассмотрена в рамках культурно-исторической теории профессорами Мерилин Флир и Диком Ганстоуном (Fleer and Gunstone, 2005), получившими от ARC научный грант на изучение проблемы игрового обучения научным понятиям. Одним из участников проекта была автор предлагаемой статьи.

В качестве пилотной исследовательской площадки ARC избрал дошкольное учреждение, которое тридцать лет назад стало первым местом работы автора (1976–1979). Возвращение туда заставило нас задуматься об институциональных практиках прошлых лет (включая семью) и их влиянии на развитие детства. Почему некоторые аспекты работы этого учреждения оказались статичными и практически не претерпели изменения, несмотря на смену целого поколения? Категория «сейчас» включает в себя исторически обусловленные и зачастую невидимые результаты прошлой деятельности, поэтому для понимания диалектической связи прошлого-настоящего был необходим продуманный методологический подход.

Участие в исследовании было полезно с точки зрения практического опыта. Оно предоставило возможность наблюдать различные социальные ситуации, связанные с процессом обучения, а также осознать всю сложность и разнообразие форм медиации. Оно также позволило увидеть различные формы знания, связанные с различными социальными, групповыми и институциональными (семья, обучение) практиками. Нам также были доступны архив­ные материалы, относящиеся к деятельности этого дошкольного учреждения. Наконец, полевое исследование, которым руководила профессор Флир, помогло нам глубже понять суть культурно-исторической теории. Культурно-историческая теория стала средством для анализа динамики исторического развития детства.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Blunden, A. 1997. Vygotsky and the dialectical method. http://webpages.charter.net/schmol-zel/vygotsky/dialectical.html
  2. Chaiklin, S. 2008. Practice in the center: starting points in cultural–historical science. Invited symposium, International Society of Cultural Activity Research (ISCAR) Congress, Ecologies of Diversities, University of California, 8–13 September, in San Diego.
  3. Daniels, H. 1992. Vygotskian theory and special education practice in Russia. Education Studies 19, no. 1: 79. http://webpages.charter.net/schmolzel/vygotsky/daniels.html
  4. Daniels, H. 2001. Vygotsky and pedagogy. London: Routeledge Falmer.
  5. Daniels, H. 2007. The Vygotskian imagination: reflections on possibilities for research. Notes from paper presented at the International Workshop on Learning and Socio-cultural Theory: Exploring modern Vygotskian perspectives, Wollongong University, 19–20 February.
  6. Davydov, V.V. 1975. Logical and psychological problems of elementary mathematics as an academic subject. Soviet Studies in the Psychology of Learning and Teaching Mathematics 7: 55–108.
  7. Davydov, V.V. 1988. Learning activity. Multidisciplinary Newsletter for Activity theory 1/2: 29–36.
  8. Fleer, M., and D. Gunstone. 2005. Australian Research Council (ARC) discovery grant project: ‘The socio-cultural construction of science learning: The transformation and appropriation of scientific concepts within situated playful encounters in early childhood contexts.
  9. Fleer, M., A. Ridgway, and D. Gunstone. 2006. The cultural–historical construction of science learning within play based contexts. Paper presented at the Australasian Science Education Research Association, 37th conference, 5–8 July, in Canberra.
  10. Hedegaard, M. 1995. The qualitative analysis of the development of a child’s theoretical knowledge and thinking. In Sociocultural psychology. Theory and practice of doing and knowing, ed. L.M. Martin, K. Nelson, and E. Tobach, 293–325. Cambridge: Cambridge University Press.
  11. Hedegaard, M. 2005. A cultural–historical approach to learning in classrooms. Paper distributed at visiting scholars program, December, Monash University.
  12. Hedegaard, M. 2007. A wholeness approach to researching children’s development. An Argumentation for dialectic methodology to the study of children in their everyday life. Paper presented at the Seventeenth EECERA Annual Conference, Exploring Vygotsky’s Ideas Crossing Borders, 29 August–1 September, in Prague.
  13. Hedegaard, M., and S. Chaiklin. 2005. Radical–local teaching and learning. A cultural-historical approach. Denmark: Aarhus University Press.
  14. Hedegaard, M., M. Fleer, with J. Bang, and P. Hviid. 2008. Studying children, a cultural-historical approach. New York: McGraw Hill.
  15. John-Steiner, V., and H. Mahn. 2006. Sociocultural approaches to learning and development: A Vygotskian framework. University of New Mexico. (paper submitted for a special issue of Educational Psychologist.)
  16. Karpov, Y. 1995. Vygotsky’s doctrine of scientific concepts. In Vygotsky’s educational theory in cultural context, ed. A. Kozulin, B. Gindis, V. Ageyev, and S. Miller, 159–76. New York: Cambridge University Press.
  17. Lave, J. 2008. Practice in the center: starting points in cultural–historical science. Invited symposium presentation with Seth Chaiklin, Ray McDermott and Uffe Juul Jensen, at the International Society of Cultural Activity Research (ISCAR) Congress, Ecologies of Diversities, University of California, 8–13 September, in San Diego.
  18. Leont’ev, A. 1978. Activity, consciousness and personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  19. Leont’ev, A. 1997. The psychology of social interaction. Moscow: Smysl. www:webpages.charter.net/schmozel/vygotsky/toolssi.html
  20. Stetsenko, A. 2007. Development and learning as activist projects: Learning from and expanding Vygotsky’s approach. Presentation at the Symposium for ISCAR, Cultural-historical approaches to children’s development and childhood (CHACDOC), 24–26 August, in Elsinore, Denmark.
  21. Stetsenko, A. 2008. Conceptions and research from cultural–historical approaches on motive and values in children’s development, as well as how to confront the ethical aspect of this problem area in practice. ISCAR Pre-conference workshop on CHACDOC (Cultural-historical approaches to children’s development and childhood) section meeting, 8 September, University of San Diego. www.iscar.org/section/chacdoc
  22. Stetsenko, A., and I. Arievitch. 2006. Vygotskian collaborative project of social transforma-tion: History, politics and practice in knowledge construction, The City University of New York. International Journal of Critical Psychoogy 12: 50–80.
  23. Vianna, E., and A. Stetsenko. 2006. Embracing history through transforming it: Contrasting Piagetian versus Vygotskian (activity) theories of learning and development to expand constructivism within a dialectical view of history. Theory and Psychology 16: 82.
  24. Vygotsky, L.S. 1929. The problem of the cultural development of the child. Journal of Genetic Psychology 36: 414–34.
  25. Vygotsky, L.S. 1978. Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  26. Vygotsky, L.S. 1981. The instrumental method in psychology. In The concept of activity in Soviet psychology, ed. J.V. Wertsch, 134–43. Armonk, NY: Sharpe.
  27. Vygotsky, L.S. 1987a. The collected works of L.S. Vygotsky, Volume 1. Problems of general psychology. London: Plenum Press.
  28. Vygotsky, L.S. 1987b. The collected works of L.S. Vygotsky, Volume 5. Child psychology. London: Plenum Press.
  29. Vygotsky, L.S. 1997. The collected works of L.S. Vygotsky, Volume 4. The history of the development of higher mental functions, ed. R.W. Rieber. London: Plenum Press.
  30. Wertsch, J.V. 1998. Mind as action. Oxford: Oxford University Press.
  31. Wertsch, J.V. 2000. Narrative as a cultural tool in collective memory. Paper presented at the Conference for Socio-cultural Research, 16–20 July, in Campinas, Sao Paulo, Brasil.
  32. Wertsch, J.V. 2002. Voices of collective remembering. Cambridge: Cambridge University Press.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

культурно-историческая теория; методология; диалектика прошлого-настоящего