Вронская И.В., Козина Е.Е. К проблеме развития эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе обучения английскому языку

№5 2022 Вронская И.В., Козина Е.Е.  К проблеме развития эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе обучения английскому языку
Аннотация

Актуальность. Развитие эмоционального интеллекта позволяет человеку более успешно отвечать на вызовы, встающие перед ним в течение жизни. Необходимость развития эмоционального интеллекта подтверждается и нормативными документами, регламентирующими сферу дошкольного образования. Развитый эмоциональный интеллект также очень важен для будущего успешного обучения в школе, адаптации и выстраивания коммуникации в ней и, в конечном счете, успешности в целом.

В статье представлены результаты теоретического исследования, посвященного проблемам формирования эмоционального интеллекта в области языкового образования детей дошкольного возраста.

Ход исследования. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования, посвященные проблеме определения сущности и структуры эмоционального интеллекта. Проведенный анализ показал значимость данного вида работы с дошкольниками при обучении иностранным языкам, а также позволил выявить и описать предпосылки для развития эмоционального интеллекта на раннем этапе овладения иностранным языком. Определена актуальность разработки проблемы в раннем обучении иностранным языкам в соответствии с ФГОС ДО, который ставит задачи, связанные с обеспечением социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Результаты исследования. Развитие эмоционального интеллекта представляет собой один из ключевых компонентов психики ребенка, обеспечивающий формирование его личности в онтогенезе и последующее успешное функционирование в обществе. Существующий в методике раннего обучения иностранным языкам приоритет практических целей обучения, предполагающих определенную прагматическую направленность педагогического процесса – формирование у ребенка-дошкольника в первую очередь способности говорить на изучаемом языке и понимать речь собеседника, не позволяет в должной мере реализовать требование обеспечить развитие эмоционального интеллекта у детей-дошкольников. Оно должно найти отражение в воспитательных и развивающих целях в области раннего языкового образования.

Выводы. Анализ исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с коммуникативными свойствами, навыками и способностями личности показал, что развитие эмоционального интеллекта особенно органично встраивается в процесс обучения английскому языку, так как он необходим для эффективной коммуникации и наилучшим образом развивается внутри нее, через развитие его речевых компетенций, через совершенствование системы усваиваемой им системы языковых средств родного и иностранного языков и наряду с решением образовательных и предметных задач обучения способствует реализации одного из наиболее эффективных подходов к обучению иностранным языкам – коммуникативного подхода.

Фрагмент статьи

Актуальность проблемы

В последние годы все большую популярность в современном мире приобретает развитие эмоционального интеллекта. Данный феномен находится в центре внимания специалистов в разных областях: бизнес-сообщества, IT-технологий, медиа и коммуникации, и, безусловно, в области психологии и педагогики. Растет количество публикаций, курсов, пособий на данную тему, в образовательные программы всех уровней элементы эмоционального интеллекта включаются как составляющие формируемых компетенций. Эмоциональный интеллект был включен в топ-15 наиболее важных способностей на ближайшие пять лет, начиная с 2020 года (The Future of Jobs Report, 2020), а также в топ-5 качеств, востребованных у работодателей в 2020 году (The Most In-Demand Hard and Soft Skills, 2020). При этом многие исследователи относят эмоциональный интеллект к мягким навыкам, то есть универсальным компетенциям, которые актуальны и важны для каждой личности вне зависимости от профессии. Это неудивительно, ведь роль эмоционального интеллекта для жизни человека трудно переоценить.

Проблему развития эмоционального интеллекта и его влияния на разные сферы жизнедеятельности подтверждали многие отечественные и зарубежные ученые: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Гарскова, Э.Л. Носенко, Д.В. Люсин, Ю.Б. Гиппенрейтер, Дж. Готтман, Д. Гоулман, Дж. Деклер, Дж. Мейер, П. Сэловей и др. Дж. Готтман отмечал, что эмоциональный интеллект влияет на «успех и счастье во всех сферах жизни» (Готтман, Деклер, 2021. С. 17). В результате проведения двух исследований 119 семей, в которых он наблюдал за детьми с четырех лет до подросткового возраста, он пришел к выводу, что у детей с развитым эмоциональным интеллектом более крепкое физическое и эмоциональное здоровье, более высокая успеваемость. Такие дети лучше устанавливают отношения с окружающими, легче восстанавливаются после тяжелых событий и имеют меньше проблем в поведении (Gottman, Hooven, Katz, 1997). В исследованиях И.Н. Андреевой также отмечается, что более высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению личностной тревожности (2004). Исследование Е.В. Королевой, В.В. Ермолаева и Ю.В. Суховершиной доказало, что проблемы категоризации эмоций, выстраивания причинно-следственных связей между ними, управлением эмоциями и контролем, характерные для недостаточного развития эмоционального интеллекта, напрямую коррелируют с возникновением психосоматических заболеваний (2021). Очевидно, способность к осознанию и управлению своими эмоциями, их адекватная интерпретация у других людей повышает степень собственной эмоциональной стабильности личности и обусловливает открытость и естественность эмоциональных проявлений, способность устанавливать глубокие взаимоотношения с другими людьми (Андрюхина, Альтяпова, 2013). Т.С. Киселева говорит о том, что развитие эмоционального интеллекта позволяет человеку более успешно отвечать на вызовы, встающие перед ним в течение жизни (2015).

Важно отметить, что развитие эмоционального интеллекта нужно начинать с детства. Исследование Т.М. Недвецкой показало, что уже с самого раннего возраста развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на социализацию ребенка, успешность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. При его низком уровне наблюдаются проблемы в коммуникативной сфере и нарушение психологического здоровья в целом (2011). М.А. Нгуен, в свою очередь, и вовсе утверждал, что эмоциональный интеллект лежит в основе развития личности дошкольника (2007).

Необходимость развития эмоционального интеллекта подтверждается и нормативными документами, регламентирующими сферу дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяется образовательная область «социально-коммуникативное развитие», которая определяет необходимость развития эмоционального интеллекта в качестве одного из целевых ориентиров ДО, в частности, таких его составляющих, как «способность учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства» (2013). В примерной основной образовательной программе дошкольного образования в качестве одной из основных задач выделяется развитие коммуникативной и социальной компетентности, которое включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания и выбирать адекватные способы трансляции эмоций, исходя из имеющегося опыта (2015).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы республиканской научно-практической конференции, Брест, 30-31 января 2004 г.; ред. А. В. Северин. – Брест: УО «БрГУ им. А. С. Пушкина», 2004. – С. 12–13. – URL: https://andreeva.by/vzaimosvyaz-emocionalnogo-intellekta-i-lichnostnoj-trevozhnosti-v-podrostkovom-vozraste.html (дата обращения: 19.07.2022).
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86. – URL: https://andreeva.by/emocionalnyj-intellekt-issledovaniya-fenomena.html (дата обращения: 19.07.2022).
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. URL: file:///Users/kate/Downloads/32665514%20(1).pdf (дата обращения: 19.07.2022).
4. Андрюхина Л.М., Альтяпова Ю.А. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в условиях дополнительного образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практич. конф. – Екатеринбург, 2013. – С. 11-14. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/606 (дата обращения: 19.07.2022).
5. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб: Детство-Пресс, 2019. – 352 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
6. Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. – 2015. – № 11.
7. Валиуллина Е.В. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта с некоторыми коммуникативными свойствами личности // Вестник общественных и гуманитарных наук. – 2021. – Т. 2. – № 3. – С. 53-59. URL: https://hssb.elpub.ru/jour/article/view/113/77 (дата обращения: 19.07.2022).
8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Изд. 5-е (инновационное), испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
9. Волошина Н.С. Эмоциональный интеллект ребенка на этапе дошкольного детства // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Электронный сборник статей по материалам XXXIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: АНС «СибАК». – 2017. – № 22 (33) Часть 1. – С. 64-67. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(33).pdf (дата обращения: 19.07.2022).
10. Вронская И.В. К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1. – № 4. – С. 292-300. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnikov-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 20.07.2022).
11. Выготский Л.С. Cобрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. – М., 1984. – С. 243-385.
12. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей / Пер. с англ. Г. Федотовой. – 7-е изд., перераб., исп. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 296 с.
13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ, 2008. – 480 с.
14. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2011. – 209 с.
15. Демина Е.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Наука в мегаполисе. – 2018. – №2(6). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-6/psycho-pedagogical-science/development-emotional-intelligence.html?showall=1&limitstart= (дата обращения: 19.07.2022).
16. Долина А.В. Цифровые технологии и эмоциональный интеллект – основа современного обучения английскому языку // Научная мысль: перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Армавир, 22 марта 2021 года / Научный редактор Л.Н. Горобец, отв. редакторы: А.А. Васильев, И.И. Тарасова. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 26-33.
17. Ерофеева А.В. Условия развития эмоционального интеллекта студентов средствами иностранного языка // МНКО. – 2012. – №6(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-studentov-sredstvami-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 19.07.2022).
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М., 1986.
19. Карелина И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2010 – Т.2. – № 4 –
С. 241–247. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ponimaniya-emotsiy-detmi-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.07.2022).
20. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. –
М., 2015. – 22 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30416282 (дата обращения: 19.07.2022).
21. Козлова Е.В., Ворстер А.В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников // Мир науки, культуры, образования. – №7 – 2009. – С. 178–182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-emotsionalnoe-razvitie-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 19.07.2022).
22. Константинова О.М. Процесс иноязычного образования (на примере английского языка) как средство формирования эмоционального интеллекта учащихся // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. –
2019. – №38(57). – С. 62–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41413732 (дата обращения: 19.07.2022).
23. Королева Е.В., Ермолаев В.В., Суховер-шина Ю.В. Особенности диагностики эмоционального интеллекта // Диагностическое мышление педагога-психолога: Сборник научных трудов. – М.: Спутник+, 2021. – С. 138–164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47440209 (дата обращения: 19.07.2022).
24. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2013. – №11(3). – С. 546–550. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33161 (дата обращения: 19.07.2022).
25. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 51–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.07.2022).
26. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С 27–36. URL: https://laengle.info/downloads/Wertberuhrung_Russian%20In%20Waprosi%20psichologii%20ijul-avgust,%204,%203-212004.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
27. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. – М., 2004. – С. 29–36. URL: http://www.creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/lusin1_Social_IQ.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
28. Макарова Т.Н. Роль эмоционального интеллекта в обучении иностранному языку // Организация учебно-воспитательного процесса в современном вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 октября 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. – С. 136–140. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47141727_18328683.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
29. Милославская Е.В. О взаимосвязи эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности / Материалы VI Междунар. науч.-практич. конф. «Научный потенциал света», София, 17–25 сентября, 2010 г. / БелГРАД – БГ. – София, 2010. – С. 6–8.
30. Наумец В.А. Социальный интеллект в структуре способностей // Когнитивное моделирование в лингвистике. Сборник материалов международной конференции. – Констанца, 2009. – URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/dce/dce00e31dd599ceefab0ba5dd7a0cd6e.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
31. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: на примере российских и вьетнамских детей: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. – Тамбов, 2008. – 24 с. URL: https://docplayer.com/40205444-Nguen-min-an-psihologicheskie-osobennosti-formirovaniya-emocionalnogo-intellekta-starshih-doshkolnikov-na-primere-rossiyskih-i-vetnamskih-detey.html (дата обращения: 19.07.2022).
32. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историче­ская психология. – 2007. – Т.3. – № 3. – С. 46–51. URL: https://andreeva.by/psixologicheskie-predposylki.html (дата обращения: 19.07.2022).
33. Недвецкая Т.М. Влияние эмоционального интеллекта на статусное положение ребенка в группе сверстников // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XIV междунар. науч. конф., Минск, 19 мая 2011 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. – Минск, 2011. URL: http://elibrary.miu.by/conferences!/item.chpepu/issue.xiv/article.250.html. (дата обращения: 19.07.2022).
34. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 19.07.2022).
35. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – 2015. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/primernaya_osn_obr_prog_do.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
36. Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании // Лаборатория эмоционального интеллекта. – 2017. URL: https://workingei.com/conf2017 (дата обращения: 19.07.2022).
37. Ржевская Е.Г. Роль эмоционального интеллекта в межкультурной коммуникации // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм: Сборник научных трудов / Отв. редактор А.В. Федорюк. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 196-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47150962 (дата обращения: 19.07.2022).
38. Сухова К.Р. Влияние современного содержания обучения английскому языку на развитие эмоционального интеллекта школьника // Научная мысль: перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Армавир, 22 марта 2021 года / Научный редактор Л.Н. Горобец, отв. редакторы: А.А. Васильев, И.И. Тарасова. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46191422_92404000.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
39. Тарасюк Н.А. Иностранный для дошкольников. Уроки общения (на примере английского языка). – М.: 1999. – 110 с.
40. Токарева В.С. Развитие эмоционального интеллекта – главная отличительная черта современного учителя английского языка // Научная мысль: перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Армавир, 22 марта 2021 года / Научный редактор Л.Н. Горобец, отв. редакторы: А.А. Васильев, И.И. Тарасова. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 54-59. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46191422_92404000.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
41. Токарева О.А., Серый А.В., Федоров А.И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник КемГу. – 2018. – №3 (75). – С. 129–139. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-129-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-problemy-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.07.2022).
42. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/Social_IQ.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
43. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: Академия педагогических наук. – 1950. – Т.2. – 630 с.
44. Худолей Н.А., Горькая Ж.В. Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. – 2017. – №8(38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-elementov-emotsionalnogo-intellekta-s-kommunikativnymi-navykami (дата обращения: 19.07.2022).
45. Шеманаева М.А. Межкультурная коммуникация и формирование эмоционального интеллекта // Педагогические мастерские: Сборник научных трудов. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 98–99. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44413956_48385903.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
46. Brewster J., Ellis G. (2003) The Primary English Teacher’s Guide. Longman: Penguin Longman Publishing. – 5-9.
47. Gardner H. (2011a). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. USA. URL: file:///Users/kate/Downloads/Frames_of_mind_the_theory_of_multiple_in.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
48. Gottman J., Hooven, C., Katz L. (1997) Meta-emotion: How Families Communicate Emotionally. New York: Lawrence Erlbaum, 384.
49. Mark D. (2012) I Must not Think Bad Thoughts. University of Minnesota Press. Mineapolice. London. – 317 с.
50. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. – 1999. – №27. – 267-298.
51. Mayer J.D., Salovey P. (1997) What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. – New York: Basic Books. – 3-31.
52. The Future of Jobs Report 2020 // World Economic Forum. – 2020. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
53. The Most In-Demand Hard and Soft Skills of 2020 // LinkedIn. – 2020. URL: https://www.linkedin.com/business/talent/blog/talent-strategy/linkedin-most-in-demand-hard-and-soft-skills#:~:text=While%20hard%20skills%20are%20usually,successful%20in%20nearly%20any%20role (дата обращения: 19.07.2022).
54. Salovey P., Mayer J.D. (1990) Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. – 1990. – №9. – 185-211.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

социально-коммуникативное развитие, эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста