ISSN 1997-9657
       

Зацепина М.Б. Встречаем Новый год

№1 2007 Зацепина М.Б. Встречаем Новый год
Полный текст

Новогодний праздник – один из самых радостных и удивительных в жизни народов разных стран. Его любят все: взрослые и дети, пенсионеры и молодежь, женщины и мужчины. Дети любят за сказочность, а взрослые за те надежды и исполнение планов, которые они связывают с наступающим Новым годом.

Традиции празднования Нового года в Рос­сии неоднократно менялись, его празднование даже отменялось в период с 1917 по 1935 годы. В дошкольных образовательных учреждениях этот праздник появился как «Праздник елки» или «Новогодний праздник». Интересно то, что до 1917 года его праздновали как дома, так и в детских садах. В 1935 году новогодний празд­ник вновь начали отмечать. Начиная с 1936 го­да на страницах журнала «Дошкольное воспитание», в работах ведущих ученых в области дошкольного воспитания стали появляться статьи, где обсуждались вопросы орга­низации праздника Новогодней елки. Н.А. Ветлуги­на, А.В. Кенеман, Л.И. Михайлова, Е.А. Флерина и др. детально раскрыли методические вопросы организации и проведения этого праздника, которые, на наш взгляд, современны и актуальны и сегодня.

Е.А. Флерина писала, что, прежде всего, невозможно и не нужно давать методические рецепты, особенно по таким вопросам, как проведение елки. В зависимости от обстановки, от средств, от количества и возраста детей могут быть устроены различные елки. Важно, чтобы ребятам было весело, чтобы они могли вдоволь налюбоваться елкой, порадоваться, повеселиться. Елка глубоко волнует и радует ребенка, дает богатый материал для воображения, для полета фантазии, для развития эстетических чувств; объединяет детей в большой коллективной радости, организует их, сплачивает и развивает детскую творческую самодеятельность. В этом ее большой педагогический смысл.

Л.И. Михайлова отмечала, что Дед Мороз должен суметь развеселить и заинтересовать детей происходящим действием. Нелегко создать такой образ Деда Мороза. Некоторые изображают его стареньким, слабеньким – он засыпает на празднике; другие – слишком бойким, суетливым; третьи – глуповатым, смешным. Такое толкование образа Деда Мороза неправильно. Он должен быть сильным, величественным и в то же время простым, радушным в общении с детьми. В некоторых детских садах Дед Мороз играет роль ведущего и руководит всем праздником. Появление Деда Мороза с самого начала праздника и поручение ему роли ведущего также неправильно. Длительное пребывание Деда Мороза на празднике ведет к тому, что у детей ослабевает внимание, падает интерес к нему. Слишком короткое пребывание Деда Мороза на празднике не удовлетворяет детей, им хочется поиграть с ним и повеселиться.

Н.А. Ветлугина подчеркивала, что новогодний праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы утомляют ребят, расхолаживают, нарушают единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, за оказание помощи в проведении сюрпризных моментов и т.д.

А.В. Кенеман обращала внимание на то, что традиционный праздник Новогодней елки прекрасен своей сказочностью. Нарядная, сверкающая разноцветными огнями елка, величественный и добрый Дед Мороз, веселая Снегурочка, лесные звери – все это волшебные образы, впечатления детства. Сказочность надо беречь и охранять, заботиться о том, чтобы праздник Новогодней елки был для ребят удовольствием, путешест­вием в увлекательный мир сказки. Дети не должны быть свидетелями разговоров взрослых о подарках от Деда Мороза, о приглашении кого-либо на роль Деда Мороза и т.п. Все это, к сожалению, еще наблюдается в практике и разрушает сюрпризность – основной компонент этого праздника. Только слаженная работа коллектива воспитателей, возглавляемая музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. При таких условиях новогодний праздник – это яркое событие в жизни детского сада, имеющее большое воспитательное значение.

А.Н. Зимина полагает, что содержание любого праздника «доводится до сознания» ребенка, главным образом, в процессе подготовительной работы. Новогодний праздник – кульминационный пункт предпраздничной подготовки. Он должен не готовиться специально, штурмом, а вытекать из всей предшествующей работы. 
В процессе обычных музыкальных занятий дети разучивают и праздничный материал, а на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи и др. получают необходимые сведения, впечатления, знания о подготовке к празднику в родном городе, о труде людей, явлениях природы; приобретают умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях.

О.П. Радынова указывает на то, что создание соответствующего эмоционального настроя на новогодний праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художест­венному оформлению. При этом необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной состав группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Такой праздник является для ребенка источником новых впечатлений, стимулом его дальнейшего развития.

К сожалению многие рекомендации, например, касающиеся сложности современного музыкального репертуара и роли Деда Мороза на новогодних праздниках прошлых лет забыты и не используются практиками. Следует помнить что традиционно Дед Мороз является очень добрым, справедливым героем Новогодних елок. В последнее время в детских садах при написании сценариев новогоднего праздника нередко вводятся отрицательные сказочные герои, которые говорят на сленге и проявляют жестокость, что, на наш взгляд, недопустимо. Елка в детском саду – это праздник, для которого характерны веселье, доброта, любовь к ближнему; праздник, призванный будить и пробуждать теплоту в нежных детских сердцах.

Воспитатель и музыкальный руководитель осуществляют постоянную воспитательно-образовательную деятельность с детьми, в процессе которой осуществляется подготовка к празднику. Составляя план работы с детьми, педагогам следует помнить, что:

  • новогодний праздник – это долгожданное удовольствие для детей; он способствует формированию нравственных и художественно-эстетических чувств ребенка;
  • дети в ходе праздника должны быть самыми активными участниками всех сказочных и таинственных действий;
  • желательно предусмотреть какие-либо призы, которые должны быть неожиданными для детей;
  • произведения, которые предлагаются де­тям для разучивания, должны отвечать их возрастным возможностям и быть высокохудожественными; не следует использовать непрофессиональные стихи, песни и т.д.;
  • начинать подготовку к празднику следует заранее, за 5–6 недель до него, независимо от возраста детей.

Приведем вариант плана подготовки новогоднего праздника в процессе культурно-досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Первая неделя Цель. Подготовить детей к восприятию произведений о зиме. Создать эмоциональную и художественно-творческую атмосферу.

Работа педагогов. Проводят беседы с деть­ми о зиме. Уточняют признаки, характеризующие зимнее время года, вспоминают прошедшую зиму (что интересного произошло зимой; зимние игры и забавы). Музыкальный руководитель и воспитатель разрабатывают сценарий праздника.

Деятельность детей. Принимают участие в беседах о зиме, о том, как отмечали прошедший Новый год, высказывают свои впечатления и пожелания относительно предстоящего праздника.

Участие родителей. Читают детям рассказы и стихотворения о зиме, рассматривают иллюстрации. Беседуют с ребятами о своем детстве и новогодних праздниках.

Вторая неделя Цель. Вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к предстоящему торжеству, привлекать их к подготовке праздника.

Работа педагогов. Читают детям литературные произведения, связанные с новогодней тематикой («Ель» Г.Х. Андерсена; «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана; стихи В.Я. Брюсова «Празд­ники» и А.А. Блока «Ночь на Новый год» и т.д.). Музыкальный руководитель беседует с детьми о музыкальных произведениях, слушает новогодний репертуар, который будет разучиваться. На педагогическом совете обсуждается сценарий праздника, распределяются роли, выбирается ведущий.

Деятельность детей. Слушают литературные и музыкальные произведения, высказывают свои суждения, выражают эмоциональное отношение к ним. Рассматривают иллюстрации в книгах, картины художников, новогодние открытки.

Участие родителей. Способствуют созданию благоприятной атмосферы и эмоционального интереса к предстоящим событиям. Смотрят с детьми фильмы о новогоднем празднике; посещают театральные спектакли.

Третья и четвертая недели Цель. Привлекать детей к закреплению и разучиванию музыкального и литературного материалов в группе, к изготовлению костюмов, декораций. Создать атмосферу таинственности, чтобы научить детей готовить сюрпризы друг другу и подарки-сюрпризы для взрослых.

Работа педагогов. Музыкальный руководитель и воспитатели осуществляют индивидуальную работу по закреплению и разучиванию новогоднего репертуара. Воспитатель способст­вует возникновению у детей желания готовить подарки для родителей и друзей, активизирует желание создавать новогодние костюмы, елочные игрушки, атрибуты для спектакля, участвовать в оформлении зала.

Деятельность детей. Отражают свой эмоциональный настрой в творческой деятельности: рисуют, поют песни, танцуют, разыгрывают театрализованные представления, изготавливают сувениры. Беседуют о предстоящем празднике, обсуждают предстоящее событие.

Участие родителей. Привлекают детей к подготовке и организации праздника в семье, уборке квартиры (дома), обсуждают проблему сувениров и подарков, которые ребенок может сделать самостоятельно для родственников (открытки, фигурки, оригами); продолжают изготавливать елочные игрушки.

Пятая неделя Цель. Создать предпраздничную атмосферу в группе, закрепить знания детей о новогодних торжествах, полученные на занятиях (о традициях и обычаях).

Работа педагогов. Продолжают работать над новогодним репертуаром, беседуют с детьми о новогодней елке, игрушках, поддерживая атмосферу таинственности.

Деятельность детей. Принимают активное участие в изготовлении елочных украшений, деталей к новогодним костюмам; оформлении групповой комнаты.

Участие родителей. Активно участвуют в сотворчестве взрослых и детей. Готовят для ребят новогодние сюрпризы. Организуют выставку елочных игрушек; экскурсии к елкам в культурно-досуговых учреждениях.

Шестая неделя Цель. Доставить детям радость и удовольст­вие от праздника. Вызвать самые разнообразные положительные эмоции.

Работа педагогов. Проводят праздничный утренник.

Деятельность детей. Участвуют в празднике.

Участие родителей. Помогают воспитателям своей группы в проведении праздника. При необходимости участвуют в играх и хороводах. Дома наряжают елку. По вечерам играют в игры «Найди игрушку на елке по описанию», «Сочини песенку или стихотворение про елку» и т.д.

После праздника культурно-досуговая деятельность детей организуется таким образом, чтобы они смогли отразить свои впечатления в самостоятельной художественной деятельности.

Через 7–10 дней после проведения ново­годнего праздника на педагогическом совете рассматриваются итоги подготовки, организации и проведения торжеств. При этом следует помнить главный критерий праздника – положительно-эмоциональный подъем у детей, их звонкий смех, удивление и восторг.

Приведем примеры елочных игрушек, которые дети могут изготовить совместно с педагогами в свободное время во вторую половину дня. Желательно привлечь к этой работе родителей, старших сестер и братьев воспитанников.

Конструирование из бумаги пингвина, снегиря, рыбки и других фигур

Материалы. Белая и цветная бумага, картон, ножницы, клей.

При создании игрушки путем складывания необходима четкость движений рук, так как от точности сгибов, совпадения согнутых частей бумаги зависит внешний вид игрушки и возможность ею пользоваться. Поэтому для того, чтобы изготовлять новогодние игрушки, следует научиться складывать их из бумаги. При этом нужно многократно упражняться. Рыбка выполняется из квадратного листа бумаги, который нужно вначале согнуть посередине, потом по двум диагоналям квадрата и хорошо загладить их (рис. 1). После этого согнуть лист пополам и поставить его на стол. Затем с правой стороны по диагоналям вложить треугольник внутрь и загладить края. Далее поступают, как это показано на чертеже. Склеивают поднимающиеся края бумаги, а затененные части вырезают ножницами, и наносят одинаковый рисунок с двух сторон. Таким же образом можно сделать пингвина (рис. 2).

Для изготовления игрушек-поделок целесообразнее подбирать бумагу соответствующих цветов. Так, курицу делают из белой бумаги, пингвина – из черной, рыбку – из бумаги любого цвета и т.д. В каждую поделку следует внести дополнения из бумаги другого цвета: курице – красный гребешок, пингвину – белую манишку, рыбке – черные глаза, цветной хвостик и т.п. Поделку можно приклеить на картон и, например, курочке подрисовать травку, пингвину – голубые и белые льдины. К готовой игрушке следует прикрепить петельку из крепких ниток, за которую украшение можно повесить на елку.

Гирлянды и снежинки, вырезанные из бумаги

Материалы. Образцы игрушек, белая и цветная бумага, клей, ножницы, яркие ленты разных цветов, тонкие трубочки для коктейлей.

Снежинки вырезывают из бумаги, сложенной в несколько раз (рис. 4, 5). Этот прием дает возможность вырезывать их симметричными, и все части расположены вокруг центра.

Квадратный лист бумаги складывается пополам – получается двойная половинка листа. Теперь она складывается еще раз пополам – получается квадратная четверть листа. Далее он складывается по диагонали, проходящей через угол, являющийся центром листа бумаги. Потом можно сложить еще раз и т.д. При этом следует помнить, что часть, приходящуюся на сгибе, надо вырезать вдвое уже, чтобы она соответствовала другим таким же по форме частям, вырезываемым без сгиба.

Гирлянды вырезывают из бумаги, сложенной гармошкой. Этот прием позволяет сделать гирлянды одинаковой формы. Вначале следует определиться с высотой и шириной гирлянды одной формы. Легче сделать гирлянду из квадратных форм. Нарезаются бумажные ленты выбранной ширины, например равной 6 см. Затем бумага складывается по длине так, чтобы согнутая часть соответствовала 6 см, то есть получается квадрат. Сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. Вырезывают так же, как из бумаги, сложенной вдвое. При этом надо помнить, что формы должны оставаться соединенными между собой. Поэтому на местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные мес­та – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. Для прочности гирлянды после вырезывания рисунка на формах в ее центр вставляется цветная лента или окрашенная в серебряный или золотистый цвет суровая нитка. При вырезывании только с одной стороны сгиба получается фриз с повторением одной формы (рис. 6). Если на сгибах разные формы вырезки, то в гирлянде получится их чередование.

Гирлянды можно сделать при вырезании по заданному контуру, когда он состоит из двух половинок (утка, самолет, гусь, снегирь и т.д.) (рис. 3). Когда их крылышки расправлены в разные стороны, то фигурки получаются объемными. В этом случае фигурки приклеивают клеем к нитке на определенном расстоянии друг от друга.

Гирлянды можно сделать не только для горизонтального, но и для вертикального развешивания. Подобным образом изготавливают различные подвески, которые в основном состоят из колпачков или колец различного размера. В последние вклеиваются изображения животных, рыб, самолетов и т.п. Для придания подвескам большей выразительности целесообразно добавить кисточки из разноцветных ниток. Детям очень нравятся гирлянды, состоящие из фонариков в форме кубиков, пирамид, цилиндров, домиков, цветочков и др. При этом важно помнить, что их стороны следует раскрашивать красками разных цветов или украшать всевозможными рисунками.

Изготовление игрушек по выкройкам

Материалы. Образцы игрушек, бумага, клей, ножницы.

Пользуясь выкройками, можно сделать разнообразные игрушки: скворечник, почтовый ящик, чемодан, санки, фонарики.

Интересны игрушки с элементами объема: самолет, рыбка, птица, деревья, домашние животные и т.д. Изготавливают их разными способами. Так, самолет, птицу, рыбку можно сделать из плоской картонной основы, а детали – крылья самолета, птиц – выполняют из бумаги, приклеивают или вставляют в разрезы на основной форме (рис. 8). Деревья делают путем скрепления 4 или 5 одинаковых форм, изображающих крону.

При изготовлении домашних животных и птиц надо пользоваться рисунками и выкройками. Лист бумаги складывают пополам и вырезают контур так, чтобы линия сгиба (спина животного) оказалась неразрезанной. Голову, шею, хвост склеивают, а туловище и ноги остаются несоединенными (рис. 9).

Игрушки из природного материала

Материалы. Шишки, желуди, скорлупа ореха, яичная скорлупа, ракушки и др.

Природный материал с успехом можно использовать для изготовления игрушек-самоделок. Так, забавные человечки и животные хорошо получаются из шишек, соломы, желудей, а семена клена, вяза, перья, веточки, ягоды, плоды некоторых растений служат удачным дополнением и делают игрушки живыми, выразительными. Например, туловище бычка можно сделать из желудя, голову — из маленькой шишки ольхи или плода шиповника; старика-лесовика – из сосновой и еловой шишки, а его бороду из мха; туловище птички — из желудя, головку – из рябинки, а хвост из маленьких перьев (рис. 11). Совят хорошо прикрепить к корявой сучковатой ветке столярным клеем, проволокой или нитками (рис. 12).

качестве дополнительных материалов можно использовать бумагу, картон, ткань. Из них выполняют такие мелкие детали, как глаза, уши, лапы.

В работе с природным материалом для изготовления некоторых деталей применяют выкройки, которые помогают передать более точный характер игрушки. Например, из скорлупы грецких орехов получаются интересные самоделки: птицы, звери, домашние животные. Для этого из картона вырезают детали и вклеивают между двумя половинками скорлупы (рис. 10). Детали иногда вставляют в разрезы, сделанные на основной части ореха, шишки вербы или желудя. Можно сделать из грецких орехов совят, аиста, ослика и других животных. При этом половинки ореховой скорлупы должны быть целыми, поэтому орех раскрывают ножом.

Соединяют части поделки разными способами: при помощи палочек и проволочек, склеиванием, сшиванием и нанизыванием. Чтобы игрушка была устойчивой, ее прикрепляют к подставке из дощечки и картона, иногда в качестве подставки можно использовать половинки желудей. Некоторым самоделкам (в зависимости от их общей конструкции) делают третью точку опоры, чтобы игрушку можно было поставить на ветку елки.

Для украшения пространства под елкой можно выполнить композиции: «Три поросенка», «Веселые музыканты», «Лесные человечки».

Нитяные и ватные игрушки

Материалы. Вата, толстые нитки, мягкая проволока (проволока, из которой ребенок может сам делать фигурки людей и животных без помощи со стороны взрослых, сохраняющая нужную форму; лучше всего подходит бронзовая или медная проволока толщиной 0,5–0,7 мм, а также оцинкованная или из легированных сталей – проволока, которая не ржавеет), клей, краски, бумага и ткань.

Сначала из проволоки делается каркас будущей новогодней игрушки: человечка, лошади, слона, снеговика и т.п. В качестве примера возьмем лошадь: каркас должен иметь туловище из двух проволочек на расстоянии 1–2 см (в зависимости от размера проектируемой фигурки), хвост, 4 ноги и голову в виде петли. Для придания каркасу жесткости следует делать его из двух проволочек слегка скручивая по длине. Когда каркас готов, его целиком обматывают ватой так, чтобы вата сама удерживалась на каркасе.

Вату промазывают клеем (картофельным клейстером, клеем для обоев, канцелярским) обязательно светлого тона. Когда игрушка высохнет, на нее добавляют еще вату, чтобы придать ей форму коня. Голову промазывают более тщательно для последующей раскраски. Самое интересное – это придавать сделанной фигурке определенную позу. В нашем случае – это бегущая лошадь. Можно также сделать отдельно всадника, и затем приклеить его к спине лошади. Главное – соблюдать пропорции частей фигурок, чтобы они походили на настоящих людей и животных, а также их характерные «подробности».

Из проволоки и ваты можно сделать разнообразные по форме снежинки, впоследствии обсыпав их блестками по свежему слою клея.

Для игрушек из ниток вначале делают каркас из 6–8 проволочек, чтобы придать ему объем, как для поделок из ваты, а затем обматывают его нитками. Конец нитки приклеивают клеем, чтобы не она распускалась.

Поделки из яичной скорлупы

Материалы. Яичная скорлупа, бумага, клей, ножницы.

Яичная скорлупа (содержимое яйца выдувается) для изготовления игрушек используется по-разному. В некоторых случаях она служит основной формой. Например, к скорлупе прикрепляют бумажные или картонные детали (пятачок, уши, ноги, хвост). Голова птички делается из скорлупы перепелиного яйца или из бумаги, хвост и лапки – из бумаги.

Таким способом можно изготовить из яичной скорлупы и цветной бумаги яркого, нарядного попугая (рис. 13).

В других случаях яичная скорлупа является лишь частью поделки, а основа выполняется из бумаги. Например, голова и туловище мышки делаются из скорлупы, а юбка и другие детали – из бумаги. Туловище и руки куклы можно сделать из бумаги, голову – из скорлупы. Все бумажные детали и части приклеиваются к яичной скорлупе. Поделки из яичной скорлупы используются при украшении новогодней елки, как непосред­ственно на ее ветках, так и под елкой.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.