ISSN 1997-9657
       

Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н. Реализация принципа соучастия в образовательной практике: обзор современных исследований и проектов по развитию профессиональных компетенций педагога

№4 2021 Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н. Реализация принципа соучастия в образовательной практике: обзор современных исследований и проектов по развитию профессиональных компетенций педагога
Аннотация

Актуальность. В современном мире все больше исследователей и практиков из разных областей говорят об изменении образа ребенка в обществе: ребенок не объект педагогического воздействия, а субъект, чье мнение ценно и должно учитываться при принятии решений, которые его непосред­ственно касаются. Возможность для детей быть услышанными в дошкольном возрасте – важная основа для развития гражданских компетенций, которые не появляются сами по себе в старшем возрасте. Вместе с тем исследователи также констатируют наличие разрыва между признанием ценности детского соучастия и реальной практикой. Возможность не только услышать голоса детей младшего возраста, но сделать их видимыми и значимыми в обществе, предложить детям подходящие им способы выражения своего мнения – методологический вызов для исследователей и практиков дошкольного образования, требующий специальных компетенций.

Цель: провести анализ современных исследований и проектов, посвященных профессиональным компетенциям педагога и сопутствующим их развитию условиям, необходимым для реализации принципа соучастия в образовательной практике.

Описание хода исследования. Были проанализированы 19 исследований и проектов с точки зрения возможностей и ограничений реализации принципа соучастия в образовательной практике; выделены два ключевых аспекта: возможности и ограничения реализации принципа соучастия в образовательной практике, к которым относятся представления педагогов о соучастии и влияние более широкого контекста сообщества и организационной культуры; профессиональные компетенции педагогов, необходимые для поддержки ими соучастия в детском саду и начальной школе, и подходы к их развитию.

Результаты. В статье проблема реализации принципа соучастия рассмотрена не только в контексте уклада отдельно взятой дошкольной группы, но и в организационной культуре детского сада в целом, делается вывод о необходимости рефлексии представлений о соучастии для создания условий для его поддержки в детском саду, а также о необходимости комплексного изучения факторов, связанных с организационной культурой детского сада, которые могут оказывать влияние на развитие соучаствующих практик. На основе проведенного анализа были выделены 2 группы педагогических компетенций: общие компетенции, необходимые для создания базовых условий для соучастия, и более специфические компетенции, необходимые для расширения возможностей детей влиять на принятие решений.

Заключение. В статье сформулированы рекомендации для обучения дошкольных педагогов и команд детских садов.

Фрагмент статьи

Актуальность и проблема

Задача современного дошкольного образования выходит за рамки обеспечения базовых условий для эмоционального комфорта и безопасности в сторону расширения возможностей детей. Создание условий для соучастия и соблюдение баланса между деятельностями, инициированными детьми и взрослыми, является одной из ключевых компетенций дошкольного педагога и признаком дошкольной практики высокого уровня качества (Siraj-Blatchford, Sylva, 2004; Sandberg & Eriksson, 2010). Практики, в которых соучастие, детская инициативность признаются как ценность, способствуют повышению общего благополучия детей, их удовлетворенности школой и детским садом, развитию сообщества, диалога и сотрудничества (Sheridan, Pramling Samuelsson, 2001; Correia & Aguiar, 2017). Особое значение соучастие и учет детских интересов имеют для развития детской субъектности и обеспечения пространства детской реализации, в котором ребенок порождает новые продукты при поддержке взрослого (Веракса, 2018).

Однако в разных сферах – от политики до образования – существует проблема формального подхода к соучастию, декларация детских прав не подкрепляется реальными действиями (de Róiste et al., 2012; Church & Bateman, 2019; Lansdown et al., 2014). Сохраняет популярность убеждение, что принятие решений – не «дет­ское дело», если дать детям такое право, то они своим поведением будут нарушать права других людей или это станет для них непомерной нагрузкой (Lansdown, 2001; Lansdown et al., 2014). Согласно нашим исследованиям, в детских садах педагоги хотя и признают важность учета принципа соучастия в образовательной практике, качество условий для его реализации в их группах существенно различается и варьируется от неудовлетворительного (при котором ситуации выбора и выражения детского мнения, предоставление детям обратной связи о том, как оно влияет на принятие решений, не характерны) до близкого к хорошему (где дети могут выразить мнение приемлемым для них способом, оно фиксируется в среде группы, подчеркивается ценность детского решения, замысла и уважаются разные точки зрения, но все это не выходит, как правило, за пределы групповой жизни, не свойственно для организационной культуры всего детского сада, держится на конкретном воспитателе) (Le-van, Iakshina, 2021). В результате дети младшего возраста часто или получают противоречивый опыт (мнения только спрашиваются, но ни на что важное не влияют, кроме личных вещей и игр ребенка), или вовсе оказываются лишены опыта выбора.

Вместе с тем возможность для детей быть услышанными в дошкольном возрасте – важная основа для развития гражданских компетенций, которые не появляются сами по себе в старшем возрасте. И возможность не только услышать голоса детей младшего возраста, но сделать их видимыми и значимыми в обществе, предложить детям подходящие им способы выражения своего мнения – методологический вызов для исследователей и практиков дошкольного образования, требующий специальных компетенций.

В качестве основного критерия соучастия мы рассматриваем возможность влияния на принятие решений (Flutter, 2007; Hart, 1992; Lansdown et al., 2014). Именно такое понимание соучастия, включающее не только выражение, но и признание ценности детских идей, лежит в основе демократического образования (Dewey, 1916). Более же широкая рамка (соучастие как активность, вовлеченность детей, принадлежность к сообществу) не позволяет сфокусироваться на специфических условиях, необходимых, чтобы дети младшего возраста могли не только выражать мнение, но и чувст­вовать свое влияние в тех сферах, которые их касаются непосредственно (Конвенция о правах ребенка, 1989). Мы рассматриваем соучастие именно как принцип, а не как отдельную технологию. Принцип соучастия может реализовываться в рамках разнообразных программ дошкольного образования и предполагает, в первую очередь, трансформацию отношений между педагогом и детьми в сторону партнерства и сотрудничества, а также интегрированность в уклад организации, согласованность, неформальность, регулярность и инклюзивность (Day et al., 2015). Принцип соучастия в дошкольном образовании в отношении детей может реализовываться, например, через влияние детей на выбор изучаемых тем и планирование дня, праздников и общих событий, через создание образовательной среды в соавторстве с детьми, со-конструирование правил.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Веракса Н.Е. (2018). Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. – №2. – С. 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
2. Воробьева Е.В., Ле-ван Т.Н. Особенности организационной культуры детских садов в ракурсе отношения педагогов к этическим дилеммам // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – №8. – С. 88–111. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-8-88-111
3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244–268.
4. Конвенция о правах ребенка (1989). Сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 27.03.2021)
5. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №9. – С. 4–9.
6. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.
7. Alasuutari M. (2014). Voicing the child? A case study in Finnish early childhood education. Childhood, 21(2), 242–259. https://doi.org/10.1177/0907568213490205
8. Bennett, J. (2007) Early childhood education, democracy and citizenship. Asia-Pacific Journal of Research in Early Childhood Education, 1(1), 65-81.
9. Bowne, J. B., Magnuson, K. A., Schindler, H. S., Duncan, G. J., & Yoshikawa, H. (2017). A meta-analysis of class size and ratios in early childhood programs: Are thresholds of quality associated with greater impacts on cognitive, achievement, and socioemotional outcomes? Educational Evaluation and Policy Analysis. Advanced online publication. doi:10.3102/0162373716689489
10. Broström, S., Sandberg, A., Johansson, I., Margetts, K., Nyland, B., Frøkjær, T., Kieferle, C.,
Seifert, A., Roth, A., Ugaste, A., & Vrinioti, K. (2015). Preschool teachers’ views on children’s learning: an international perspective. Early Child Development and Care, 185(5), 824–847. https://doi.org/10.1080/03004430.2014.958483
11. Burger K. (2017). The role of social and psychological resources in children’s perception of their participation rights. Children and Youth Services Review, 79, 139–147. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.06.019
12. Casey, E.M., DiCarlo, C.F., & Sheldon, K.L. (2019). Growing democratic citizenship competencies: Fostering social studies understandings through inquiry learning in the preschool garden. Journal of Social Studies Research, 43(4), 361–373. https://doi.org/10.1016/j.jssr.2018.12.001
13. Church, A., & Bateman, A. (2019). Children’s Right to Participate: How Can Teachers Extend Child-Initiated Learning Sequences? International Journal of Early Childhood, 51(3), 265–281. https://doi.org/10.1007/s13158-019-00250-7
14. Correia, N., & Aguiar, C. (2017). Choosing classrooms: A structured interview on children’s right to participate. International Journal of Educational Research, 82, 54–62. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2017.01.004
15. Correia, N., Carvalho, H., Durães, J., & Aguiar, C. (2020). Teachers’ ideas about children’s participation within Portuguese early childhood education settings. Children and Youth Services Review, 111, 104845. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104845
16. Cunnington M. J. Examining the importance of school organizational culture for kindergarten teaching and learning: A multi-level analysis. Teachers College, Columbia University. 2012.
17. Day, L., Percy-Smith, B., Ruxton, S., McKenna, K.,
Redgrave, K. and Young T. (2015) Evaluation of legislation, policy and practice oт child participation in the European Union (EU). A Final Report to the European Commission Directorate-General for Justice and Consumers (JUST), Luxembourg: Publications Office of the European Union. 355 p. doi: 10/2838/45596
18. Developmentally Appropriate Practice. National Association for the Education of Young Children Position Statement. April 2020. URL: https://www.naeyc.org/sites/default/files/globally-shared/downloads/PDFs/resources/position-statements/dap-statement_0.pdf
19. Dewey, J. (1916). Democracy and education. An introduction to the philosophy of education (1966 ed.). New York: Free Press, 223p.
20. Dusi, P., Steinbach, M., & Messetti, G. (2012). Citizenship Education in Multicultural Society: Teachers’ Practices. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 69, 1410–1419. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.12.080
21. Flutter, J. (2007) Teacher development and pupil voice. The Curriculum Journal, Vol. 18 No. 3, pp. 343–354.
22. Guo Y., Justice L.M., Sawyer B., Tompkins V. (2011) Exploring factors related to preschool teachers’ self-efficacy. Teaching and Teacher Education. 27, 961–968.
23. Hart, R. (1992) Children’s Participation: From Tokenism to Citizenship. Florence: UNICEF.
24. Herbots, K., & Put, J. (2015). The participation disc: A concept analysis of (a) child (‘s Right to) participation. International Journal of Children’s Rights, 23(1), 154–188. https://doi.org/10.1163/15718182-02301007
25. Houen, S., Danby, S., Farrell, A., & Thorpe, K. (2016). Creating Spaces for Children’s Agency: ‘I wonder…’ Formulations in Teacher–Child Interactions. International Journal of Early Childhood, 48(3), 259–276. https://doi.org/10.1007/s13158-016-0170-4
26. Johansson, I., & Sandberg, A. (2010). Learning and participation: Two interrelated key-concepts in the preschool. European Early Childhood Education Research Journal, 18(2), 229–242. https://doi.org/10.1080/13502931003784560
27. Lansdown, G. (2001). Promoting Children’s Participation in Democratic Decision-Making. Papers. https://ideas.repec.org/p/ucf/innins/innins01-9.html
28. Lansdown, G., Jimerson, S.R., & Shahroozi, R. (2014). Children’s rights and school psychology: Children’s right to participation. Journal of School Psychology, 52(1). https://doi.org/10.1016/j.jsp.2013.12.006
29. Le-van, T. N., Iakshina A.N. (2021) Preschool teachers’ beliefs about child participation and its implementation in practice / Текст: непосредственный // SHS Web of Conferences (in press).
30. Lipsey, M.W., & Farran, D.C. (2016). Effects of a state prekindergarten program on children’s achievement and behavior through third grade (Working Paper, Peabody Research Institute). Retrieved from https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED574819.pdf
31. Mesquita-Pires, C. (2012). Children and professionals’ rights to participation: A case study. European Early Childhood Education Research Journal, 20(4), 565–576. https://doi.org/10.1080/1350293X.2012.737242
32. Nutbrown, C., & Clough, P. (2010). International Journal of Early Years Education Citizenship and inclusion in the early years: understanding and responding to children’s perspectives on “belonging”. International Journal of Early Years Education, 17(3), 191–206. https://doi.org/10.1080/09669760903424523
33. Organisation for Economic Co-operation and Development. (2011). Research brief: Qualifications, education and professional development matter. Retrieved from https://www.oecd.org/education/school/49322232.pdf
34. Professional Standards and Competencies for Early Childhood Educators. National Association for the Education of Young Children. April 2019.
35. Róiste de A., Kelly C., Molcho M., Gavin A., Nic Gabhainn S. (2012) Is school participation good for children? Associations with health and well-being. HE, 112, pp. 88–104.
36. Sabol, T.J., Soliday, H., Pianta, R.C., & Burchinal, M.R. (2013). Can rating pre-K programs predict children’s learning? Science, 341(6148), 845–846. doi:10.1126/science.1233517
37. Sandberg, A., & Eriksson, A. (2010). Children’s participation in preschool – on the conditions of the adults? Preschool staff’s concepts of children’s participation in preschool everyday life. Early Child Development and Care, 180(5), 619–631. https://doi.org/10.1080/03004430802181759
38. Sandseter, E.B.H., & Seland, M. (2016). Children’s Experience of Activities and Participation and their Subjective Well-Being in Norwegian Early Childhood Education and Care Institutions. Child Indicators Research, 9(4), 913–932. https://doi.org/10.1007/s12187-015-9349-8
39. Sheridan, S., & Pramling Samuelsson, I. (2001). Children’s conceptions of participation and influence in preschool. A perspective on pedagogical quality. Contemporary Issues in Early Childhood, 2(2), 169–194.
40. Siraj-Blatchford, I., Sylva, K. (2004) Researching pedagogy in English preschools. British Educational Research Journal, 30 (05), 713-731.
41. Slot, P., Bleses, D., Justice, L. M., Markussen-Brown, J. & Hojen, A. (2018). Structural and process quality of Danish preschools: Direct and indirect associations with children’s growth in language and preliteracy skills. Early Education and Development, 29(4), 581–602.
42. Slot, P., Lerkkanen, M., & Leseman, P. (2015). The relations between structural quality and process quality in European early childhood education and care provisions: Secondary data analyses of large scale studies in five countries (CARE Working Paper D2.2). Retrieved from https://ecec-care.org/fileadmin/careproject/Publi­cations/reports/CARE_WP2_D2__2_Secondary_data_analyses.pdf
43. Sylva, K., Melhuish, E. C., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., & Taggart, B. (2004). The Effective Provision of Pre-school Education (EPPE) project: Final report (Technical Paper No. 12). London, United Kingdom: Department for Education and Skills.
44. Theobald, M., & Kultti, A. (2012). Investigating child participation in the everyday talk of a teacher and children in a preparatory year. Contemporary Issues in Early Childhood, 13(3), 210–225. https://doi.org/10.2304/ciec.2012.13.3.210
45. Walsh G., McMillan D., McGuiness C. (2017) Playful teaching and learning. Sage, 218 p.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

принцип соучастия, голос ребенка, организационная культура, представления педагогов, педагогические компетенции