Статья посвящена особенностям развития воображения у современных дошкольников. В статье анализируется актуальная в наше время проблема преемственности семьи и дошкольного образования и в качестве одного из путей ее решения предлагается создание разновозрастных групп в детских садах. Разновозрастная группа рассматривается как аналог естественного детского сообщества многодетной семьи. В статье представлены результаты изучения воображения в разновозрастных и одновозрастных группах детского сада, выделены и описаны психологические условия развития воображения в дошкольном возрасте, показаны преимущества воспитания и обучения детей в разновозрастных группах, даны рекомендации по организации психологической работы с дошкольниками. Результаты исследования, описанные в статье, могут быть интересны психологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Изменения в социальной ситуации развития современных дошкольников, ужесточившиеся требования к уровню развития детей и вместе с тем растущее количество детей, не готовых к обучению в школе и нуждающихся в психологической помощи, – все это указывает на необходимость изменения существующей системы дошкольного образования, не учитывающей возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста. Как отмечает Е. Е. Кравцова, прежняя модель дошкольного образования, созданная как подобие школы (реактивное обучение, разделение по возрасту, приоритет познавательного развития, наличие отдельных занятий) и в качестве основной цели выделяющая подготовку к школе, не ориентирована на качественные особенности дошкольного возраста. За рамками этой модели часто остается развитие основных новообразований дошкольного возраста (Кравцова Е. Е., 2015). Так, проведенное нами исследование развития воображения у младших школьников показало, что более чем у половины учеников начальной школы оно развито недостаточно. Полученные данные согласуются с результатами исследований Г. Б. Яскевич и О.А. Пчелинцевой (Яскевич Г. Б., 1999), что указывает на несоответствие общепринятой практики дошкольного воспитания возрастным особенностям детей и не способствует их гармоничному развитию.
Г. Г. Кравцов, анализируя сложившуюся ситуацию в дошкольном образовании, отмечает: «Одной из самых основных и глубинных причин кризиса, переживаемого нашим образованием, является отчуждение, коснувшееся всех сторон общественной жизни» (Крав-цов Г. Г., 1999). Это отчуждение выражается в первую очередь в потере преемственности между детским садом и школой, что усугубляется и самой формой организации обучения, и общепринятым, но по сути искусственным, разделением детей по возрастам на классы и группы, что блокирует свободный обмен опытом между детьми. Преодолеть существующее отчуждение можно лишь через кардинальную перестройку всей системы дошкольного образования.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
1. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. – 4-е изд., доп. – СПб.: Речь: Агентство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты, 2013.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская Е.Л. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». – М.: Издательство Фонда Л.С. Выготского, 2007.
5. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятий «воображение» и «творчество». Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского / РГГУ, Междунар. конф. (Москва, 17–20 нояб. 2003). Науч. ред. Е.Е. Кравцова, В.Ф. Спиридонов, Ю.Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2004.
6. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. – М.: Левъ, 2010. – 124 с.
7. Кравцов Г.Г. Концептуальные основы непрерывного образования. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
8. Новикова Т.С. Преемственность семейного и общественного воспитания в развитии детей младшего дошкольного возраста. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
9. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): Монография. – Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 161 с.
10. Шулешко Е.Е. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр «Участие», Агентство образовательного сотрудничества, 2011.
11. Якшина А.Н. Психологические условия развития воображения у детей дошкольного возраста. Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17‑21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева:
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Левъ, 2014.
12. Яскевич Г.Б. Психологическая коррекция готовности детей к школьному обучению. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
13. Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей [Электронный ресурс] // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. – 2010. – №4 (12). Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.2015).
14. Грудина Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи в России [Электронный ресурс]. Сайт Российского института стратегических исследований. Режим доступа: http://riss.ru (дата обращения 10.10.2015).
15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития дошкольника [Электронный ресурс]. Сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 11.10.2015).
16. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 11.10.2015).
17. Кудрявцев В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное [Электронный ресурс]. Сайт В.Т. Кудрявцева. Режим доступа: http://vtk.interro.ru (дата обращения: 10.10.2015).
18. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников [Электронный ресурс]. Электронная библиотека Московского психолого-педагогического университета. Режим доступа: http://psychlib.ru (дата обращения: 11.10.2015).
19. Трубицына С.А., Загвоздкин В.К., Вылегжанина О.Ю., Фишер Т.В., Иконникова Т.А., Бабич К.И. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка» [Электронный ресурс]. Сайт Федерального института развития образования. Режим доступа: http://www.firo.ru (Дата обращения: 11.10.2015).
воображение, дошкольники, преемственность, одновозрастная группа, разновозрастная группа, позиция старшего
Ваша корзина пуста