Ошибка
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось

Якшина А.Н. Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников

№1 2022 Якшина А.Н.  Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски  для развития дошкольников
Аннотация

Актуальность. В России разновозрастные группы в детских садах являются скорее исключением, чем популярной практикой. В сообществе исследователей и практиков существует противоречивое отношение к разновозрастным группам детского сада: от признания ценности разновозрастных групп для развития дошкольников до опасений, связанных с отношением к старшим или младшим детям в таких группах. Обсуждение целесообразности организации разновозрастных групп в детских садах должно вестись с учетом особенностей влияния опыта посещения таких групп и взаимодействия с детьми другого возраста на развитие детей. Для этого необходим анализ существующих научных исследований.

Цель: провести анализ эмпирических исследований, посвященных особенностям взаимодействия детей в разновозрастных группах и влиянию разновозрастных групп на развитие детей дошкольного возраста.

Описание хода исследования. В соответствии с целью обзора были разработаны критерии отбора источников, осуществлен поиск по русскоязычным и англоязычным базам научных работ. Всего отобрано 15 статей в рецензируемых журналах, соответствующих всем критериям отбора. Глубина анализа – 44 года, источники представляют опыт 4 стран.

Результаты. Анализ источников показал, что для развития дошкольников имеет значение не сам факт посещения разновозрастных групп, а качественные особенности таких групп: величина разницы в возрасте между старшими и младшими детьми, соотношение старших и младших, разница в уровне развития между старшими и младшими, тип отношений между детьми и стиль педагогического взаимодействия. В рамках обзора проанализированы основные ограничения существующих исследований, сформулированы направления для будущих исследований. Сделан вывод о необходимости разработки программ для профессионального развития педагогов, работающих в разновозрастных группах.

Заключение. Статья может быть интересна как практикам, интересующимся вопросами организации разновозрастных групп в детском саду, так и исследователям дошкольного образования.

Фрагмент статьи

Актуальность

Взаимодействие детей друг с другом рассматривается исследователями и практиками как важное условие развития дошкольников (Corsaro, 2010, Сингер, Де Хаан, 2019, Букатов, 2019, Смирнова, 2020). Поддержка педагогом детского взаимодействия – признак высокого качества образования (Хармс и др. 2019, Сирадж и др., 2019). Одним из главных фокусов работы детского сада должно быть создание условий для развития взаимодействия, общения и сотрудничества между детьми. При этом чаще всего имеется в виду взаимодействие именно детей одного возраста. Однако, как показывают наблюдения и практический опыт, взаимодействие детей разного возраста тоже имеет свои особенности, которые могут быть важны с точки зрения развития дошкольников.

В сообществе исследователей и практиков существует довольно противоречивое отношение к разновозрастным группам детского сада. Так, например, среди плюсов разновозрастных групп практиками отмечается, что в них дети могут пробовать себя в разных ролях (старшие и младшие) и учиться друг у друга, переживать и осмыслять свое взросление (Журавлева, 2015). Rogoff (1990) указывает, что в разных культурах старшие дети заботятся о младших, и это положительно влияет как на младших детей (старшие для них выступают в качестве ролевой модели), так и на старших детей (у них есть ценный опыт заботы о младших). Разновозрастная группа может транслировать детям ценность различий, в таких группах происходит передача детской субкультуры. В разновозрастной группе создается ситуация вызова для детской самостоятельности, превращение ее в «ситуацию субъектности» (Камейша, Костенко, 2018). Также среди преимуществ разновозрастных групп упоминается непрерывность отношений между педагогом и детьми, возможность выстраивания более устойчивых и длительных отношений, домашняя, семейная атмосфера, помощь детей друг другу (Katz et al., 1990). Исследование качества образования, проведенное в Германии на выборке из 97 групп (Kuger et al., 2015), показывает, что именно в разновозрастных группах уровень качества условий выше, чем в одновозрастных (в разновозрастных группах общий балл ECERS-R в среднем выше на 0,55, общий балл по ECERS-E выше на 0,42).

Среди минусов разновозрастных групп приводятся опасения, что такие группы хороши только для младших детей и наносят вред старшим, или наоборот – старшие дети могут обижать малышей. Для педагогов работа в разновозрастной группе – вызов: в таких группах сложнее работать, необходимо удерживать фокус на потребностях детей разных возрастов, часто педагоги уделяют больше внимания именно младшим детям и упрощают для них содержание обучения, в разновозрастных группах сложнее создать среду, которая была бы одновременно безопасной для малышей и развивающей для старших детей (Bailey et al., 1993, Ansari, Pianta, 2018). Согласно данным OECD (2018), в разновозрастных группах детей до 3 лет уровень процессуальных характеристик качества образования ниже по сравнению с одновозрастными группами детей той же возрастной категории (0–3).

Такая ситуация вызывает напряжение и настороженное отношение родителей и педагогов к разновозрастным группам. Для того чтобы использовать преимущества разновозрастных групп и одновременно учесть возможные риски, необходимы научные исследования эффектов разновозрастных групп в детском саду, сравнение одновозрастных и разновозрастных групп, анализ особенностей разновозрастного общения и взаимодействия детей.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Алисов Е.А., Данелия А.А., Жданова Л.Р. Развитие исследовательской активности дошкольников в разновозрастной группе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – №38. – С. 63–68.
2. Букатов В.М. Настольная книга воспитателей с деловыми разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями по социоигровым способам проведения занятий в старших и подготовительных группах детского сада. Монография. – СПб.: Образовательные проекты, 2019. – 216 с.
3. Журавлева Л.В. Камертон детства и некоторые шедевры. Истории про больших и маленьких в детском саду. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. – 128 с.
4. Камейша С., Костенко Т. Кейс про провокацию. Практики субъектности в образовании / Под ред. М. М. Миркес. – М.: НООГЕН, 2018. – С. 32–33.
5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 352 с.
6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 352 с.
7. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
8. Основная образовательная программа до­школь­ного образования «Вдохновение» / Под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: На­цио­нальное образование, 2019. – 334 с. (Серия «Вдох­новение»).
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание 5-е (инновационное). –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – С. 336.
10. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2019. – 179 с.
11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. – М.: Национальное образование, 2014. – 186 с.
12. Сингер Э., ДеХаан Д. Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.
13. Сирадж И., Кингстон Д., Мелхиш Э. Обес­печение устойчивого совместного мышления и эмоционального благополучия детей 2–5 лет. Шкала SSTEW. ФГОС. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 64 с.
14. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Отношения между детьми в разновозрастных группах детского сада // Психолог в детском саду. – 2007. – №2. – С. 66–80. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=50659.
15. Смирнова Е.О. Общение и развитие в дошкольном возрасте. – М.: Юрайт, 2020. 163 с.
16. Хармс Т., Крайер Д., Клиффорд Р.М. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2019. – 112 с.
17. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. и др. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 2-е изд., перераб. / Науч. рук. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2016. – 232 с.
18. Яковец Д.А., Валлиулина Д.Г. Осо­бенности межличностных отношений детей
в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения / Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2018. – Т. 20(6). – С. 79–85.
19. Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Зададаев С.А., Шиян И.Б. Разработка и апробация шкалы оценки условий развития игровой деятельности детей в дошкольных группах // Современное дошкольное образование. – 2020. – №6(102). – С. 21–31. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10087
20. Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №10. – С. 32–39.
21. Ansari, A., & Pianta, R.C. (2018). Effects of an early childhood educator coaching intervention on preschoolers: The role of classroom age composition. Early Childhood Research Quarterly, 44, 101–113. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018
22. Ansari, A., & Purtell, K.M. (2018). Continuity and changes in classroom age composition and achievement in Head Start. Journal of Applied Developmental Psychology, 58, 86–95. https://doi.org/10.1016/J.APPDEV.2018.07.002
23. Bailey, D.B., Burchinal, M.R., & McWilli-am, R.A. (1993). Age of peers and early childhood development. Child Development, 64, 848–862. https://doi.org/10. 1111/j.1467-8624.1993.tb02947.x
24. Bell, E. R., Greenfield, D. B., & Bulotsky-Shearer, R. J. (2013). Classroom age composition and rates of change in school readiness for children enrolled in Head Start. Early Childhood Research Quarterly, 28(1), 1–10. https://doi.org/10.1016/J.ECRESQ.2012.06.002
25. Corsaro, W. The sociology of childhood. Thousand Oaks, CA, London, New Delhi: Pine Forge Press, 2010. 456 p.
26. Derscheid L.E. (1997) Mixed-Age Grouped Preschoolers’ Moral Behavior and Understanding, Journal of Research in Childhood Education, 11:2, 147-151, DOI: 10.1080/02568549709594701
27. Foster, T. J., Burchinal, M., & Yazejian, N. (2020). The Relation Between Classroom Age Composition and Children’s Language and Behavioral Outcomes: Examining Peer Effects. Child Development, 91(6), 2103–2122. https://doi.org/10.1111/CDEV.13410
28. Justice, L. M., Logan, J. A., Purtell, K., Bleses, D., & Højen, A. (2018). Does mixing age groups in early childhood education settings support children’s language development? Https://Doi.Org/10.1080/10888691.2017.1386100, 23(3), 214–226.
29. Katz, L.G. (1990). The case for mixed-age grouping in early education. National Association for the Education of Young Children. 75 p.
30. Kuger, S., Kluczniok, K., Kaplan, D., & Rossbach, H. G. (2015). Stability and patterns of classroom quality in German early childhood education and care. Http://Dx.Doi.Org/10.1080/09243453.2015.1112815, 27(3), 418–440. https://doi.org/10.1080/09243453.2015.1112815
31. Lougee, M. D. R., Grueneich, R., & Hartup, W.W. (1977) Social interaction in same– and mixed-age dyads of preschool children. Child Development, 48, 1353–1361.
32. OECD (2018), Engaging Young Children: Lessons from Research about Quality in Early Childhood Education and Care, Starting Strong, OECD Publishing, Paris, https://dx.doi.org/10.1787/9789264085145-en.
33. Purtell, K. M., & Ansari, A. (2018). Classroom Age Composition and Preschoolers’ School Readiness: The Implications of Classroom Quality and Teacher Qualifications: Https://Doi.Org/10.1177/2332858418758300, 4(1), 233285841875830.
34. Rogoff, B. (1990). Apprenticeship in thinking: cognitive development in social context. New York, USA: Oxford University Press.
35. Sundell, K. (2000). Examining Swedish profit and nonprofit child care: the relationships between adult-to-child ratio, age composition in child care classes, teaching and children’s social and cognitive achievements. Early Childhood Research Quarterly, 15(1), 91–114. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)00039-3
36. Urberg, K. A., & Kaplan, M. G. (1986). Effects of classroom age composition on the play and social behaviors of preschool children. Journal of Applied Developmental Psychology, 7(4), 403–415. https://doi.org/10.1016/0193-3973(86)90009-2
37. Winsler, A., Caverly, S. L., Willson-Quayle, A., Carlton, M. P., Howell, C., & Long, G. N. (2002). The social and behavioral ecology of mixed-age and same-age preschool classrooms: A natural experiment. Journal of Applied Developmental Psychology, 23(3), 305–330. https://doi.org/10.1016/S0193-3973(02)00111-9

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

разновозрастная группа, разновозрастное взаимодействие, межвозрастное взаимодействие, одновозрастная группа, дошкольное образование