ISSN 1997-9657
       

Якшина А.Н. Рефлексия событий в детском саду. Создание настольной игры

Фрагмент статьи

Одним из принципов современного дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей, их зоны ближайшего развития. При этом жесткое планирование в детском саду, включающее перечень определенных тем, занятий и строгие временные рамки, часто не оставляет пространства для детских инициатив и интересов, не позволяет детям выбирать содержание своего образования, а образовательному процессу быть гибким. Выделение этапа рефлексии и построение дальнейшего образовательного процесса на его основе, на наш взгляд, позволяет ребенку осмыслить свою деятельность, выразить свое отношение, а педагогу увидеть, что было важным для детей в той или иной теме, какие вопросы их волнуют, что осталось непонятным.

Рефлексия в дошкольном возрасте

В рамках нашей статьи мы рассматриваем рефлексию как способность ребенка осмысливать, анализировать события и собственную деятельность (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития рефлексии, которая является психологическим новообразованием младшего школьного возраста (В.В. Давыдов, Е.Л.Горлова, Е.С.Князева). Согласно исследованиям Н.И.Росляковой, дети младшего и среднего дошкольного возраста могут самостоятельно давать оценки другим детям и взрослым, а старшие дошкольники могут анализировать собственные действия. По имеющимся у нас данным, в дошкольном возрасте также формируется наглядная рефлексия, которая тесно связана с развитием воображения, центрального психологического новообразования дошкольного возраста. Высокий уровень развития воображения, по Е.Е.Кравцовой, характеризуется наличием внутренней надситуативной позиции, для формирования которой необходимо осознание своих действий, умения осмыслить себя как субъекта деятельности. А.В. Семенович, рассматривая в своих работах особенности формирования произвольной саморегуляции (функций планирования, контроля и оценки собственной деятельности) у дошкольников, также указывает на необходимость создания специальных условий, в которых дошкольник имел бы возможность проанализировать и оценить собственную деятельность, и отмечает особую роль взрослого в этом процессе.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. – 4-е изд., доп. – СПб.: Речь; Агентство образовательного сотрудничества; Образовательные проекты, 2013. – 320 с.
2. Бережковская Е.Л. Место неведущих деятельностей в развитии ребенка // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского / РГГУ, Междунар.конф. (Москва, 17–20 ноября 2003). – М.: РГГУ, 2004. С. 15–27.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
4. Головина М.Ф. Ритмы и события детского сада. Большой круг праздников / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной, М. Ганькиной. – СПб.: Образовательные проекты, 2017. – 256 с.
5. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / Горлова Елена Леонидовна. – М., 2002. – 178 с.
6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – С. 69–101.
7. Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного / Под ред. М.Ф. Головиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
8. Князева Е.С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.13 / Князева Елена Станиславовна. – М., 2013. – 26 с.
9. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 53–64.
10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Береж­ковская Е.Л. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». – М.: Издательство Фонда Л.С. Выготского, 2007. – 172 с.
11. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятий «воображение» и «творчество» / Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского. – М.: РГГУ, 2003. – С. 207–213.
12. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
13. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховри-на Г.Б. Между детством и отрочеством. – М.: Левъ, 2010. – 124 с.
14. Рослякова Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №66. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-predposylki-razvitiya-refleksii-u-starshego-doshkolnika (дата обращения: 03.10.2017).
15. Семенович А.В. Таланты детского мозга. – Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016. – 184 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования Российской Фе­де­рации. Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 02.10.2017)
17. Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №10. – С. 32–39.
18. Якшина А.Н. Психологическое содержание позиции старшего // Сборник материалов 5-й международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М., 2016. – С. 1004–1005.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.